Президент РФ Владимир Путин дал поручение председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву разработать конкретный план реализации решений конгресса Национальной медицинской палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения». Мероприятие, организованное совместно с Минздравом России, проходило в Москве с 30 октября по 1 ноября.
Согласно опубликованному проекту решений конгресса, в вопросах финансирования отрасли НМП настаивает на увеличении доли госфинансирования в размере 5% от ВВП к 2019 году. НМП также информирует правительство о том, что расходы на оплату труда в медицинских организациях бюджетной сферы составляют от 75 до 80%, что ограничивает возможность полноценного обеспечения лечебно-диагностического процесса (медикаменты, питание больных, расходные материалы и т.д.). Правительству предлагается решить вопрос об увеличении финансирования медицинских организаций на повышение заработной платы.
Участники конгресса предлагают Минздраву России ускорить доработку и принятие Стратегии развития российского здравоохранения, а также настаивают на необходимости провести научную оценку последствий реформирования отрасли в течение последних 10 лет, в том числе и в региональном разрезе.
Кадры с гарантией возврата
Проблема дефицита кадров, которая обсуждалась на встрече Владимира Путина с главой Нацмедпалаты Леонидом Рошалем, также нашла отражение в решениях конгресса. В частности, Госдуме предлагается внести поправки в закон №323-ФЗ в части введения положения о первом рабочем месте врача, получившего образование на бюджетной основе, с обязательным соблюдением социальных гарантий. Иными словами, речь идет о работе выпускников медицинских вузов на рабочем месте, определенном государством. Параллельно с этим предлагается внести дополнения в ст.56 закона «Об образовании» в части целевого приема и обучения по усилению гарантий возврата на рабочее место (введение юридической ответственности).
Участники конгресса сошлись во мнении, что необходимо продолжить программу привлечения врачей в сельские районы и рабочие поселки по программам «Земский доктор», «Сельский фельдшер» и «Сельский педиатр» и распространить такие же условия на средний медицинский персонал.
Для ликвидации дефицита кадров в конкретных специальностях Минздраву предлагается рассмотреть возможность увеличения контрольных цифр приема на целевую подготовку в образовательных медицинских организациях в субъектах РФ по программам ординатуры по специальностям, востребованным в каждом конкретном регионе. Необходимо прекратить практику массового сокращения ставок в медицинских, образовательных и научных организациях, которая ради решения задачи по повышению зарплаты разрушает инфраструктуру здравоохранения.
Для сохранения специалистов в первичном звене предлагается ускорить работу по утверждению норм нагрузки для них с учетом реформирования поликлиник и современного документооборота. Среди предложений – введение единого социального пакета и единых минимальных базовых окладов медицинских работников.
Профессиональное обучение – профессиональные врачи
Минздраву России рекомендовано формировать государственное задание на разработку профессиональных программ обучения в соответствии с профстандартами. Также необходимо разработать типовые требования и критерии экспертизы качества программ непрерывного медицинского образования.
В связи с упразднением интернатуры НМП рекомендует министерствам образования и здравоохранения рассмотреть вопрос об изменении государственного образовательного стандарта, предусмотрев увеличение времени на подготовку базовых профильных дисциплин на выпускных курсах педиатрического и лечебного факультетов (таких как терапия, педиатрия, хирургия, детская хирургия, инфекционные болезни, детские инфекции и др.) в целях повышения эффективности подготовки выпускников к работе в первичном звене. Для повышения эффективности обучения также необходимо решить вопрос предоставления государственным медицинским вузам собственных клинических баз и принять нормативный правовой акт, определяющий понятие «клиническая база» и регламентирующий взаимоотношение образовательной организации с медицинской организацией.
Важнейшей задачей названо сохранение высококвалифицированного преподавательского состава медвузов. В целях повышения престижа профессии и предотвращения оттока преподавателей в практическое здравоохранение предлагается рассмотреть возможность дополнительного увеличения заработной платы сотрудникам кафедр, занимающихся медицинской деятельностью, по сравнению с врачами медорганизаций.
В законодательной части предложений об образовании Нацмедпалата рекомендует ускорить разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих процедуры непрерывного медицинского образования, включая участие профессионального сообщества.
Сегодня значительные преобразования происходят и в системе аккредитации врачей на основании профессиональных стандартов. В связи с этим НМП предлагает определить в нормативных правовых актах роль и место профессиональных общественных организаций в процедуре первичной и специализированной аккредитации, реаккредитации, дополнительной аккредитации, укрепить материально-техническую базу аккредитационных центров в соответствии с образовательными стандартами и обеспечить необходимыми площадями; рассмотреть вопрос расширения количества аккредитационных центров за счет участия институтов последипломного образования и крупных многопрофильных научных центров (в первую очередь, национальных медицинских исследовательских центров) и лечебно-практических учреждений, имеющих лицензию на образовательную деятельность; рассмотреть возможность учета работы врачей в аккредитационных комиссиях в системе НМО. Главным же предложением является необходимость государственной программы ликвидации кадрового дефицита.
Лекобеспечение и производство медизделий – определить потребности
НМП рекомендует Минздраву и Министерству промышленности и торговли определить потребности России в современных и перспективных лекарственных средствах и медицинских изделиях, на основании которых уточнить стратегию и государственную программу развития медицинской и фармацевтической промышленности на 2013-2020 годы. По мнению участников конгресса, медицинские организации постоянно сталкиваются с нарушениями и невыполнением обязательств поставщиков лекарственных препаратов. В связи с этим предлагается внести поправки в закон №44-ФЗ и включить в один из критериев конкурсных (аукционных) закупок качество препаратов, а также возможность повторного объявления закупок до окончания процедуры разбирательства с недобросовестным победителем первого аукциона.
При сегодняшнем дефиците качественных медицинских изделий актуально предложение установить специальный упрощенный порядок регистрации/перерегистрации в отношении тех медизделий, которые были локально зарегистрированы и успешно обращались на рынке стран-членов ЕАЭС с внесением необходимых изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 г. №46 «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий». Также предусмотреть продление срока переходного периода, в течение которого медицинские изделия, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС, могли бы обращаться на территории этого государства как минимум до 31 декабря 2025 года. Участники конгресса еще раз обратили внимание Минздрава России на необходимость обеспечения бесплатными лекарствами пациентов при амбулаторном лечении.
Страховые компании под сомнением
Нацмедпалата ставит под сомнение необходимость страховых компаний как посредников между Фондом ОМС и лечебными учреждениями. Палата считает, что нуждается в пересмотре система взаимоотношений СМО и медицинских организаций. По мнению многих экспертов, сегодня медицинские организации зачастую штрафуются по формальным признакам – «за оформление медицинской документации плохим почерком». НМП рекомендует страховым компаниям концентрироваться на защите прав застрахованных и контроле качества медпомощи, а не на оформлении документации.
С целью дальнейшего развития системы ОМС Нацмедпалата рекомендует привести тарифы в соответствие со стоимостью медицинской помощи, рассчитанной по стандартам ее оказания, исключить оплату за счет ОМС медицинской помощи незастрахованным. Также в связи с недостатком финансирования отрасли НМП рекомендует при необходимости оказания медицинской помощи сверх распределенного объема территориальных программ государственных гарантий изыскать возможность оплаты законченного случая согласно тарифным соглашениям.
Правительству предлагается разработать и внедрить систему социально-экономической мотивации граждан к сохранению и укреплению здоровья, а также разработать поправки в Трудовой кодекс РФ, предусматривающие ответственность работодателей за сохранение здоровья работников.
Профессиональный подход
Важнейшая часть деятельности Национальной медицинской палаты связана с разработкой клинических рекомендаций и протоколов. Необходимо внести поправки в №323-ФЗ в части разграничения понятий «клинические рекомендации» и «протоколы лечения». Также НМП предложила включить клинических фармакологов (по рекомендации Ассоциации клинических фармакологов) в рабочие группы по разработке клинических рекомендаций.
В рамках развития саморегулирования отрасли НМП предлагает Госдуме законодательно закрепить обязательность членства врача в профессиональной общественной медицинской организации, а, кроме того, закрепить и понятие «региональная врачебная палата» как общественной организации, основанной на личном членстве врачей и объединяющей всех работающих врачей на территории субъекта РФ, предусмотрев обязательное членство практикующих врачей в такой организации и определив ее правовой статус.
Сама НМП по итогам конгресса также должна активизировать работу по переходу к самоуправлению медицинского сообщества путем закрепления в нормативных правовых актах РФ роли НМП в разработке профстандартов, аккредитации врачей и допуска к профессии, общественно-государственной аккредитации образовательных программ, аттестации специалистов с присвоением квалификационных категорий, непрерывном профессиональном образовании, разработке клинических рекомендаций, проведения независимой медицинской экспертизы, страхования ответственности медицинских работников и т.д.
В решениях конгресса содержатся и предложения по защите медработников. Как сообщил Леонид Рошаль, нападения на медиков только за год увеличились вдвое. Конгресс поддержал работу НМП в этой области и рекомендовал Госдуме внести изменения в законодательство в части усиления уголовной ответственности за нападение на медицинских работников. Эту идею поддерживает и Владимир Путин.
Ожидания и реальность
Рациональные предложения, прозвучавшие на конгрессе и зафиксированные в его решениях, надо воплощать и контролировать это воплощение, высказала порталу Medvestnik.ru свою позицию первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Наталья Санина. «Леонид Рошаль предложил, чтобы пожелания, которые высказывались на секциях, выносились и принимались голосованием, это предложения не отдельных специалистов, а профессионального сообщества», – подчеркнула она.
По словам депутата, часть решений потребует серьезной работы законодателей. «Как известно на конгрессе выступил председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. Все члены комитета принимали участие в работе той или иной секции. И как только закончится региональная неделя, мы принесем в комитет все эти предложения, которые можно и нужно законодательно решать. Я, например, в качестве члена президиума участвовала в работе секции «Современные проблемы медицинской реабилитации», которая проходила под председательством главного специалиста по медицинской реабилитации Минздрава России Галины Ивановой. Часть обсуждавшихся вопросов реабилитологии, например, узаконивания смежных специальностей, мы будем решать законодательно. В своем регионе – Московской области – я уже во время региональной недели передала во все районы пожелания Галины Евгеньевны пересмотреть работу реабилитационной службы, сделать ее не просто экономически более рациональной, но более эффективной для больного».
Наталья Санина отметила при этом, что не все решения могут быть выполнены. «Так не бывает. Бюджет здравоохранения уже принят. Если появятся новые доходы, новые возможности, точно так же, как и в этом году, будут дополнительные вливания в бюджет здравоохранения, все рациональное и новое мы сможем осуществить». В чем сильно сомневается депутат, так это в том, что удастся увеличить госфинансирование здравоохранения до 5% от ВВП к 2019 году. «Этого мы пока не сможем. Но есть цели. Может быть, в конце концов, мы начнем идти к этому».