Эффективное формирование бюджета здравоохранения может быть достигнуто только при общем понимании стратегии бюджетной политики профессиональным и гражданским сообществом. Однако для этого прежде всего необходимо определить, что может являться измерителем эффективности. Причем установление единых критериев должно стать одним из первоочередных шагов на этом пути, так как, пока специалисты, с учетом разного опыта, высказывают противоположные точки зрения, сформировать единый вектор финансовой политики не представляется возможным. Впрочем, несмотря на индивидуальные разногласия экспертов, существует ряд приоритетов, которые могут стать базовыми системами координат при выработке критериев эффективности бюджетной политики здравоохранения.
Такую точку рения высказала заместитель руководителя аппарата правительства Российской Федерации Нелли Найговзина, выступая на Гайдаровском форуме, прошедшем недавно в Москве.
Самое первое и самое важное, что необходимо учитывать, сказала Нелли Найговзина, это популяционное здоровье, которое определяется не уровнем высокотехнологичной помощи, а работой сектора первичной медико-санитарной помощи. «Нужно вернуться к пониманию роли участкового врача в сохранении и укреплении популяционного здоровья, так как это важнейшая фигура в активном проведении политики здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни». Однако для эффективной работы участкового врача, отметила Найговзина, необходимо сформировать его мотивацию и обеспечить ему удовлетворительные условия работы. К сожалению, несмотря на то что отработка модели врачей общей практики проводится с 1994 года, в России до сих пор насчитывается всего 11 тысяч участков общей практики, включая частный сектор. Важным звеном эффективного формирования бюджета, добавила она, является также перемещение части услуг специализированной помощи в первичное звено, однако только со сформированной значимой фигурой участкового врача можно реализовать принцип перевода технологий и лечения заболеваний со стационарного на амбулаторный этап.
Второй приоритет, который чрезвычайно важен для формирования бюджета здравоохранения, — понимание оптимальной модели его структуры. Например, с 1990 до 2012 года было сокращено 50% больниц и 35% коек. В программе госгарантий до 2015 года запланировано сокращение еще 220 тысяч коек, но для этого необходимо перевести на амбулаторное обслуживание, в стационар дневного пребывания или поликлинику более 3 миллионов пациентов. Это потребует серьезных вложений, при этом сокращение более 200 тысяч коек дает экономию не выше 88 миллиардов рублей. В связи с этим надо точно рассчитать соотношение расходов и доходов от предлагаемых сокращений и четко понимать, сколько нужно вложить в перемещение технологий, какой из типов постстационарного обслуживания следует развивать. Кроме того, в ряде стран, где было проведено перемещение технологий в амбулаторный сектор, пришлось вновь открывать коечный фонд в связи с нерентабельностью этих нововведений. Перевод технологий в обслуживание на дому тоже требует дополнительных вложений, и здесь также надо проводить дополнительные расчеты.
Еще один важный приоритет, продолжила Найговзина, — это отработка правила «золотых суток» или «золотого часа», то есть промежутка времени, который позволяет наиболее эффективно оказать первую помощь для спасения критических пациентов. Отработку этого правила, сказала она, следует провести не только для случаев инсульта или инфаркта, но и для пневмонии, язвенной болезни, гипертонии и пр. Правильная логистика первых суток в стационаре не только важна для прогноза течения болезни, но и является залогом эффективности расходования средств. «Этот приоритет необходимо реализовать, — сказала Найговзина, — он понятен, так как основан на уже имеющемся опыте лечения заболеваний, и должен стать системной ежедневной работой каждого учреждения».
Еще один приоритет — служба скорой помощи. В свое время, отметила Найговзина, для того чтобы четко разграничить финансовые потоки и сохранить скорую помощь как уникальную службу российского здравоохранения, была создана неотложная помощь, и сегодня необходимо еще раз проанализировать дифференциацию тарифов на скорую и неотложную помощь, чтобы не допускать перетока средств и перекрестного финансирования, так как такие переключения финансовых потоков не выгодны, хотя и часто применимы на практике.
Необходимо наращивать объемы высоких технологий, продолжила Нелли Найговзина. В настоящий момент в этом направлении предпринимается множество шагов, в том числе принято законодательство по клинической апробации, которое направлено на внедрение новых технологий. Это позволит к 2017 году до 750 тыс. увеличить число граждан, которым оказывается в течение года высокотехнологичная помощь. Однако распространенность соответствующих заболеваний в Европе показывает, что и охват пациентов должен достичь 1 миллион 200 тысяч человек.
Важный приоритет, дополнила Найговзина, — подготовка кадров, а именно высшее медицинское образование и дополнительное непрерывное профессиональное образование. Прежде всего, следует менять вектор подготовки специалистов, так как в настоящее время на административную должность может быть назначен клиницист, который учился искусству руководства посредством самообучения. Необходимо проводить тестирование, обучение, аттестацию и только потом назначать специалиста на соответствующую должность. В настоящее время, сказала Нелли Найговзина, Минздрав России начал активную работу в этом направлении, в частности, недавно было проведено совещание с заведующими кафедр организации здравоохранения, где были определены необходимые шаги в решении задачи повышения квалификации медицинских работников. Серьезным приоритетом в этом ряду является построение мотивационной модели здравоохранения. «Только мотивационная модель может стать эффективной, — сказала Найговзина. — Модель штрафных санкций не дает видимых результатов повышения качества медицинской помощи».
И наконец, один из самых главных приоритетов, отметила Нелли Найговзина в заключение, — это обеспечение населения лекарствами и медицинскими изделиями. На сегодняшний день российский фармакологический рынок зависит от производителей других государств, тем не менее отмечается значительный рост отечественного производства и увеличение доли отечественных разработок. Этому способствует приоритетная поддержка российских производителей и локализация производства на территории нашей страны, однако работа в этом направлении должна быть активизирована.