ЦК Профсоюза обратился к Министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой в связи с возможным возникновением негативных последствий отдельных предложений, связанных с выполнением «майских указов» Президента РФ.
Поводом для обращения к Министру послужило выступление на V съезде Национальной Медицинской палаты Директора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Владимира Стародубова.
Представив делегатам и гостям съезда обстоятельный и взвешенный анализ ситуации, в том числе в части финансового обеспечения деятельности учреждений здравоохранения, докладчик озвучил тезис о необходимости корректировки Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, так как выполнение их связано со значительными затратами на оплату труда и, соответственно, с минимизацией иных расходов на осуществление медицинской деятельности учреждений. По сути, речь идет о перераспределении средств, поступающих в здравоохранение, исходя из увеличения их объемов на непосредственно медицинскую деятельность за счет вознаграждения за труд медицинских работников.
Сегодня стало вполне привычным, что вопросы экономии государственных финансовых средств за счет «карманов» работников поднимаются финансово-экономическим блоком Правительства страны. Но в данном случае предложение прозвучало из уст нашего коллеги, глубоко уважаемого врача, ученого, организатора здравоохранения, который, как никто другой, понимает актуальность решения проблемы укрепления кадрового звена здравоохранения. У тех, кто ознакомился с материалами съезда, это предложение вызвало вполне справедливое недоумение и главный вопрос: не озвучивает ли руководитель профильного федерального научного центра позицию федерального «штаба отрасли».
В этой связи ЦК Профсоюза направил соответствующее обращение Министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой, в котором выразил просьбу к Министру довести до широкой медицинской общественности свое отношение к этим вопросам и подтвердить позицию Минздрава России, руководства Российской Федерации о гарантиях реализации ранее обозначенных социальных обязательств, в первую очередь, предусмотренных Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года.
По мнению Профсоюза, при всей достаточной условности, формализации и усредненности подходов к повышению уровня оплаты труда медицинских работников, Указы Президента РФ от 7 мая 2012 года являются отражением государственной политики, направленной на увеличение размеров среднемесячной заработной платы конкретных категорий работников, сбалансированного уровня ее покупательной способности с учетом сложившейся специфики и прожиточного минимума в субъектах РФ. В этих условиях корректировка фиксированных Указами Президента РФ показателей уровня заработной платы медицинских работников и срока их достижений будет означать принципиальную смену вектора государственной политики в этом направлении. При существующем в настоящее время дефиците специалистов в большинстве регионов России, чрезмерной интенсификации их труда, в т.ч. в результате предпринятых мер по оптимизации сети учреждений и их штатной численности, отсутствии в течение ряда лет индексации фондов оплаты труда бюджетных учреждений, это неминуемо приведет к серьезным проблемам в сфере кадрового обеспечения здравоохранения и, в конечном итоге, к ухудшению качества и доступности медицинской помощи.
Одновременно в письме обращено внимание, что в значительной части коллективов уже в настоящее время отмечается нарастание социальной напряженности, обусловленное рядом объективных факторов, в т.ч. неудовлетворенностью получаемыми размерами заработной платы при одновременном росте интенсификации труда работников В этих условиях реализация одной из задач на 2016 год, обозначенных в Отчетном докладе Минздрава России за 2015 год, предусматривающей оптимизацию штатных расписаний медицинских организаций с учетом реальной потребности в кадрах, должна учитывать весь комплекс проблем, связанных не только с повышением доступности и качества медицинской помощи, но и с обеспечением трудовых и профессиональных прав работников в рамках действующего трудового законодательства.