image27865320_0ee4fb01f9fbcf589cdad1b267eb5ee2

На основании проведенного на сайте ЦК Профсоюза опроса (с июня по ноябрь 2016 года) об отношении к передаче транспортных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи на аутсорсинг выявлено, что о проекте негативно отозвались 80% опрошенных, положительно — 11%, затруднились ответить — 9%.

Напомним, что к лету этого года Минздраву совместно с руководством нескольких регионов и минэкономразвития Президентом России было поручено проанализировать опыт передачи транспортных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи частным организациям на договорной основе.

Активное развитие программа получила в 2012-2013 г.г. после перехода на одноканальную систему финансирования здравоохранения и децентрализации функции обновления парка скорой медицинской помощи с федерального уровня на региональный уровень. В реализации проекта по передаче «скорых» на аутсорсинг одними из первых участвовали Пермский край, Кировская обл. и Башкирии. В ряде успешных пилотных регионов значатся Астраханская, Белгородская, Воронежская, Ульяновская, Ивановская, Кемеровская, Московская, Томская, Тамбовская и Нижегородская области, а также Карелия, Мордовия и Чувашия.

Проект дорабатывается Минздравом России. В нем предусматривается, что, несмотря на то, что транспортное обслуживание «скорой» будет передано на аутсорсинг, скорая медицинская помощь для пациентов так и останется бесплатной, и не изменит порядка оказания медпомощи.

Обобщенная информация об указанных в поручении Президента субъектов РФ, участвующих в реализации проекта, в ряде случаев не дают ответа на поставленные вопросы, не представляется возможным объективно оценить имеющиеся преимущества, недостатки, трудности и риски реализации проекта. По мнению экспертов, партнерство скорой помощи с частными перевозчиками требует жесткого контроля со стороны государства и этот вопрос должен быть проработан с учетом региональных особенностей.

Эксперты министерства считают, что одним из ключевых показателей анализа проводимого проекта должна являться сопоставимая стоимость машино-часа эксплуатации автомобилей, но по имеющимся материалам оценить данный показатель невозможно. Основная причина активного развития этого вида услуг (передача машин «скорой» на аутсорсинг) — отсутствие регионального бюджета для обновления парков в то время как источником финансирования всех аутсорсинговых проектов стал внебюджетный источник финансирования (ОМС).

Аутсорсинг получил развитие из-за того, что в настоящее время прямая покупка автомобилей скорой медицинской помощи за счет средств ОМС невозможна, аутсорсинг же, как и лизинг (финансовый и оперативный, с экипажем и без него), оплачивается по статье “аренда”.

Необходимо заметить, что аутсорсинг означает выполнение сторонней организацией определенных задач, бизнес-функций или бизнес-процессов, обычно не являющихся частью основной деятельности компании, но необходимых для полноценного функционирования бизнеса. В связи с чем, представляется, что при передаче транспортной функции при оказании скорой и неотложной помощи в управление коммерческих структур государство фактически теряет управление неотъемлемой частью самой функции оказания скорой медицинской помощи населению (транспорт, водители, в некоторых случаях – диспетчерская служба).

25.05.2016 в Ростове-на-Дону состоялся круглый стол «Скорая медицинская помощь в частных руках — цели и результаты пилотных проектов для подведения итогов имеющегося опыта регионов по передаче автопарка «скорой помощи» частным компаниям». Участники круглого стола отметили принципиальную невозможность выполнения ключевых функций в сфере оказания скорой и неотложной медицинской помощи негосударственными организациями, ориентированными на получение прибыли. Кроме того, они выразили обеспокоенность проблемами реализации в пилотных регионах проектов по передаче негосударственным организациям функций по предоставлению транспортных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи. Участники круглого стола «О переводе на аутсорсинг транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам», состоявшийся 21.04.2016 в Астрахани, заметили, что наряду с множеством рисков и угроз при внедрении аутсорсинга, нет ответов на важные вопросы: кто несет уголовную ответственность за неоказание помощи больным? Какая ответственность предусматривается к подрядчику перед заказчиком за невыезд машины, при том, что на весах жизнь людей!

Передача скорой помощи в частные руки создает следующие опасности:

  • задержка с оплатой работы скорой помощи, работающей под эгидой коммерческой организации;
  • в случае аутсорсинга смена поставщика услуг может привести к:
    — парализации службы скорой помощи, разрушению коллектива бригады скорой помощи, из которого будет исключен водитель;
    — оттоку врачей из службы скорой помощи;
    — снижению мотивации персонала скорой помощи и возникновению трудностей в предъявлении претензий за некачественное оказание услуг скорой помощи, в т. ч. в связи с возможностью разорения и ликвидации коммерческой организации.

Анализ материалов по реализации проектов по передаче негосударственным организациям на договорной основе транспортной функции позволяет утверждать, что ни Проект «НОВО-СКОР», ни «Новая скорая и неотложная помощь» не являются социальной инициативой и проектами государственно-частного партнерства, — это бизнес, при реализации которых идет нарушение трудового законодательства. В частности, не предусмотрен механизм перевода действующих сотрудников, в первую очередь, водителей, в новую организацию; отсутствуют гарантии по компенсации при вынужденном увольнении, в также гарантии по дальнейшему трудоустройству.

Выводы

  1. передача функций, непосредственно относящихся к службе скорой помощи, в частные руки может повлечь за собой непредсказуемые для общества последствия — привести к платной медицине;
  2. представляется возможным продолжить развитие структуры частной скорой помощи в России, но в качестве дополнения к действующей государственной.

Введение аутсорсинга разрушает сам принцип работы скорой помощи, ее миссию.

Спасибо всем, кто думает о завтрашнем дне, всем, кто проявляет гражданскую позицию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>