Как менялось российское законодательство об общественных мероприятиях
Автопробеги и палаточные городки, организуемые для привлечения общественного внимания к тем или иным социальным проблемам, могут быть приравнены к шествиям и пикетам. Поправки к ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях…” подготовлены правительством и уже приняты в первом чтении Госдумой.
Во время протестов в Новочеркасске в 1962 году рабочие повесили на электрических опорах лозунги: “Мясо, масло, повышение зарплаты!”, нарисованные заводским художником Коротеевым
Очередной пакет поправок к федеральному закону “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” внесен в Госдуму по поручению вице-премьера Дмитрия Рогозина и по решению Совета безопасности РФ еще от декабря 2014 года. Если документ будет принят парламентом, организаторам авто- и велопробегов придется уведомлять об их проведении власти соответствующих районов в 10-дневный срок. А об акциях протеста в форме палаточного лагеря — в трехдневный срок до их начала. Незаконными станут ночные пробеги. Оставлять на ночь палатки не разобранными тоже запретят. Законопроект получил одобрение парламентского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, а также позитивные отзывы законодательных собраний семи субъектов РФ.
В последние годы правительство регулярно инициирует ужесточение правил организации общественных собраний, получая всякий раз поддержку в Думе. Впрочем, самые радикальные инициативы в ходе парламентского обсуждения удается смягчить, в том числе усилиями профсоюзов.
КАРАЕТСЯ ВЫСШЕЙ МЕРОЙ
В советские годы инициатором общественных уличных мероприятий была компартия. Если демонстрацию или митинг устраивали другие общественные организации (профсоюзы, общества интернациональной дружбы и т.п.), требовалось согласование с территориальной партийной организацией. Она же и взаимодействовала с органами власти и милицией в связи с данным мероприятием. Не одобренное партией выступление рассматривалось как антигосударственное и жестко пресекалось.
При разработке первого Уголовного кодекса РСФСР В. Ленин требовал от народного комиссара юстиции Д. Курского включить в документ самые жесткие меры наказания за любую оппозиционную деятельность. “Пропаганда, или агитация, или участие в организации, или содействие организациям, действующие (пропаганда и агитация) в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к насильственному ее свержению, путем ли интервенции, или блокады, или шпионажа, или финансирования прессы и т.п. средствами, карается высшей мерой наказания, с заменой, в случае смягчающих вину обстоятельств, лишением свободы или высылкой за границу”, — писал основатель советского государства. Такой логикой и руководствовались отечественные законодатели вплоть до конца 80-х годов.
…В июне 1962 года забастовали рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода — выступили против снижения зарплаты, совпавшего по времени с повышением цен на базовые продукты питания. Заводчан поддержали горожане, массово собравшиеся на стихийный митинг. При подавлении выступления внутренние войска ранили 87, а убили 24 человека. Семерых суд признал “зачинщиками беспорядков” и приговорил к расстрелу, еще 105 граждан получили тюремные сроки от 5 до 15 лет.
…Шестью годами ранее стихийные акции протеста развернулись в Тбилиси, жители которого оказались недовольны хрущевскими разоблачениями культа личности Сталина на XX съезде КПСС. После пяти дней массовых выступлений в город вошли войска. В ходе усмирения противников десталинизации военными были убиты 15 и ранены 54 человека. 39 человек были осуждены.
ОТ ПЕРЕСТРОЙКИ К СОВРЕМЕННОСТИ
1988 — 2004. В каждом регионе свои правила
Лишь в разгар перестройки был утвержден официальный порядок организации собраний, митингов и шествий, лишивший партийные структуры полномочий запрещать или разрешать то или иное проявление общественной активности. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20.07.1988 предоставил как организациям, так и отдельным гражданам право проводить общественные мероприятия по собственной инициативе.
В этом указе был установлен и 10-дневный срок для подачи организаторами заявления о предстоящем мероприятии в местные органы власти. Впервые зафиксирован прямой запрет препятствовать проведению демонстраций, пикетов и митингов, если их цели не противоречат Конституции СССР. При этом за властными структурами было закреплено право предложить заявителям другое место и время проведения их мероприятия.
Установленный на общесоюзном уровне порядок носил общий характер и позволял республиканским, областным, городским и даже районным властям вносить в него свои изменения, чем власти активно и пользовались. В итоге к началу 2000-х годов в каждом субъекте РФ действовали свои правила. В одних регионах за безопасность в ходе проведения общественных собраний отвечали районные чиновники и органы внутренних дел, в других ответственность была возложена на самих организаторов, и те самостоятельно обеспечивали присутствие на акции милиции и медиков. Доходило до того, что уведомление о мероприятии не принимали без приложенных к нему писем из отделения милиции и станции скорой помощи о сопровождении мероприятия.
2004. Единообразно, но не строго
Главной целью принятого в 2004 году закона РФ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” его авторы называли создание единообразных правил в этой сфере для всех регионов. А основной новеллой — переход от разрешительного к уведомительному принципу согласования: заявители не просят у властей дать санкцию на проведение акции, а просто сообщают о своем намерении. При этом уведомительный характер действовал еще с 1988 года. А предложенное в законопроекте право местных органов власти не принимать у граждан заявки на нежелательные собрания фактически легализовывало разрешительный принцип.
Реальные цели крылись, как всегда, в деталях. Первая редакция проекта предусматривала запрет любых общественных собраний возле государственных административных зданий, на центральных улицах и площадях, а также в ночное время. Против подобных ограничений выступила ФНПР. Ее позиция нашла отражение в поправках, внесенных председателем комитета ГД по труду и социальной политике Андреем Исаевым. Часть из них сначала была отклонена парламентом, но затем поддержана президентом и вошла в итоговый текст закона.
В результате работы над законопроектом запрет на проведение общественных мероприятий был сохранен только для транспортных магистралей и территорий, примыкающих к резиденциям президента РФ или объектам повышенной опасности. Власти все же не получили права отказывать в регистрации уведомлений. Удалось избежать и введения обязательного уведомления о таких мероприятиях, как профсоюзные собрания и крестные ходы. Зато был введен запрет на участие в общественных собраниях людей с оружием и в полностью закрывающих лица масках, а также находящихся в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.
Ответственность организаторов за нарушение правил носила в ту пору почти символический характер. Если мероприятие проходило несанкционированно и его устроители были задержаны, мировые суды выносили им наказание в виде предупреждения или штрафа (от 500 до 2000 руб.). Более того, когда организаторы просто не успевали подать заявку, но власти при этом не возражали против акции, милиция приступала к формальным задержаниям лишь по ее завершении. Более серьезным санкциям организаторы или участники незаконных мероприятий подвергались лишь в том случае, если противодействовали милиции, пытающейся пресечь проведение мероприятия.
2012. Штрафом по оппозиции
Оппозиционные выступления, проходившие в Москве в 2011 — 2012 годах, привели к серьезному ужесточению наказаний за нарушение законодательства о митингах. В конце мая 2012 года Госдума приняла в первом чтении поправки к Кодексу об административных правонарушениях. Предполагалось штраф за организацию несанкционированного мероприятия увеличить до 1,5 млн рублей. А за информирование граждан об акции до ее согласования с органами власти — ввести штраф в размере 300 тыс. рублей. Автором законопроекта выступил депутат от “Единой России” Александр Сидякин.
Ко второму чтению штрафные санкции были существенно скорректированы. Максимальное наказание для организаторов определено в 100 тыс. рублей или 40 часов обязательных работ. Для участников — 20 тыс. рублей при той же норме обязательных работ. Но если участник своими действиями причинил ущерб чужому здоровью или имуществу, суд вправе приговорить его к 200 часам работ или к 300 тыс. рублей выплат в бюджет.
В ходе обсуждения законопроекта в Госдуме представители фракций КПРФ и “Справедливой России” выступали против ужесточения наказаний и растянули принятие проекта на 11 часов (обычно законы принимаются за несколько минут). Андрей Исаев не преминул тогда напомнить преемникам КПСС о Новочеркасске: “Вам высокие штрафы за митинги не нравятся? Лучше бы вы тогда штрафовали!”
После событий 6 мая 2012 года на Чистопрудном бульваре Москвы начались протестные “народные гуляния”. Почти две недели городские власти не могли найти формальных оснований для пресечения данной гражданской активности. Чтобы не допускать подобного замешательства впредь, законодатели максимально расширили признаки действий, требующих предварительного согласования. Так в КоАП появилось странное определение: “организация не являющегося публичным мероприятием массового пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах”. Признаками такого “массового пребывания и (или) передвижения” обладают очень многие вполне заурядные события — от коллективного похода школьников в музей или театр до свадебных или похоронных процессий. Размытость определения и потребовала дальнейшего совершенствования законодательства, в частности — внесения обсуждаемых сейчас в Госдуме изменений в закон о митингах.
2016. Штрафом по автопробегам
С осени прошлого года в подмосковных Химках стоит палаточный лагерь дальнобойщиков, недовольных введением системы взимания платы с большегрузных автомобилей “Платон”. Палатки возле административных зданий сооружают участники разнообразных голодовок. В сентябре 2015 года такую акцию проводили работники ликвидируемой местными властями ярмарки в Кирове. А в конце 2014 года палаточный лагерь протеста появился даже под стенами московской мэрии. Его организовали несколько бывших врачей и учителей, протестуя против их выселения из служебного жилья.
Ранней весной 2012 года массовую акцию в знак несогласия с результатами президентских выборов провели на Садовом кольце столичные автомобилисты. В подкрепление своих требований выводят колонны украшенных лозунгами большегрузных машин и дальнобойщики. Впрочем, в такой форме проходят не только протестные акции. Например, весной 2015 года пробеги, посвященные юбилею Победы, устраивали ФНПР, партия “Единая Россия” и ряд других общественных объединений. Традиционной, но не урегулированной российским законодательством формой гражданской активности стали массовые велопробеги, посвященные охране окружающей среды, сохранению культурного и исторического наследия.
Ссылаясь на статистику МВД, разработчики законопроекта указывают, что только за 2014 год в 27 субъектах Федерации состоялось 126 авто- и велопробегов, в которых участвовали около 4 тыс. человек. А палаточные лагеря протеста возникали в Московской, Белгородской, Ростовской, Челябинской областях, а также в Республике Башкортостан. Отсутствие законодательного регулирования таких мероприятий, по мысли авторов изменений, может привести к массовым нарушениям общественного порядка.
БЛИЦ-ОПРОС
Николай Шаталов, председатель Белгородского областного объединения организаций профсоюзов:
— При взаимодействии с властями надо искать компромисс. В 2013 году как депутат облдумы, представляя интересы профсоюзов, я предложил поправить проект закона “О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Белгородской области” — сократить с 50 до 10 м ширину зоны у зданий и мест, где нельзя устраивать общественные акции. Иначе профсоюзы даже 1 мая не могли бы проводить демонстрации. И депутаты проголосовали за поправку. Но в каждом регионе свои условия, общего рецепта нет. А с учетом изменившихся реалий, чтобы не допускать стихийных выступлений, массовых нарушений общественного порядка, желающие провести какие-либо акции должны свои действия, в том числе вело- и автопробеги или палаточные городки, согласовывать с соответствующими структурами. Ведь на акции выходят не только профсоюзы.
Илья Косенков, председатель Объединения организаций профсоюзов в Республике Карелия:
— Любые ограничения опасны тем, что уводят протест в подполье. А иллюзии, что все хорошо, очень опасны, особенно в нынешнее кризисное время. Когда примочками и пластырем пытаются закрыть социальные раны, ничего хорошего не получается.
С проблемами в организации акций протеста мы не сталкивались. Возможно потому, что у нас не очень большой город. И, кстати, на первомайской демонстрации у нас были и велосипедисты, и мотоциклисты. Все было мирно и красиво.
А вообще, по-моему, чем больше мы формализуем возможности для выражения своего мнения и недовольства, тем больше у нас возникает стихийных, незаконных акций. Фактически любые ограничения ведут к ослаблению контроля за ситуацией. Нужно ослаблять законодательство — создавать условия для того, чтобы можно было максимально свободно выражать свое мнение. При этом в вопросах обеспечения безопасности закон нужно, наоборот, ужесточать.
Сергей Соловьев, председатель Объединения организаций профсоюзов Ярославской области:
— Надо подходить лояльней к массовым мероприятиям. Иначе есть вероятность, что все будет как с забастовками — когда проще организовать незаконную акцию. Массовые акции — это форма общения с властью.
Мы при организации мероприятий ни разу со сложностями не сталкивались, проблем не возникало. Что же касается поправок… Они не нужны: сейчас закон сбалансирован, он работает. Мы и так слишком часто меняем законодательство. Единственно, хотелось бы как-то удалять людей, которые приходят на общественные акции, преследуя свои политические цели, а не трудовые.
Андрей Ветлужских, председатель Федерации профсоюзов Свердловской области:
— Я так понимаю, что это просто дополнительная регламентация мероприятий. И не думаю, что эти поправки заденут интересы профсоюзов. К примеру, платочные лагеря мы никогда не использовали. А регламентация вело- и автопробегов… В крупных населенных пунктах она необходима, чтобы не было помех общественному транспорту. Необходимо и обеспечение безопасности участников самого пробега. К тому же я вижу здесь логику: пешеходные акции регламентированы, и нельзя, пересев на велосипед с тем же лозунгом, уйти из-под действия закона.
С проблемами при организации мероприятий мы не сталкивались, ни разу власти нам не мешали. Точнее, сталкивались при пикетировании проходных на предприятиях. Там нас пытались выгнать — дескать, эта земля в частной собственности. То есть у нас, скорее, недостаток правового регулирования, чем избыток. Но, конечно же, правила проведения автопробегов и велопробегов не должны быть жестче, чем для других акций.
Галина Кононенко, председатель Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов:
— Поправки правильные, будут способствовать обеспечению безопасности. Ведь в том же палаточном городке могут появиться разные люди с разными целями. И охрана, предоставленная властями, не помешает. Со сложностями в организации массовых мероприятий мы не сталкивались. А что касается изменения закона… Хотелось бы уменьшить сроки согласования акции — иногда они делают проведение акции бессмысленным.
Алла Сафонова, председатель Федерации профсоюзов Архангельской области:
— Эти поправки вносят изменения в понятийный аппарат закона и расширяют список форм публично-массовых мероприятий, подпадающих под действие закона. Появление этих поправок, конечно, вызвано большим количеством акций в последнее время. Между тем, подобные ограничения уже существуют в ряде региональных законов. К примеру, проводя в 2012 году автопробег по трем городам нашей области, мы согласовывали его с местными администрациями: 15 машин проехали около 200 км, и проблем не возникло. Фактически сейчас хотят уточнить сложившуюся практику. Единственное — хотелось бы в законе более точных терминов: “автопробег”, “палаточный лагерь” и т.д.
Комментарий
Александр Шершуков, секретарь ФНПР:
— В прошлом году профсоюзы вовремя провели автопробег, посвященный 70-летию Победы и 110-летию профсоюзов России. В этом году потребовалось бы гораздо больше согласований, поскольку автопробег был практически через всю страну.
Внесение последних поправок соответствует общей тенденции — ужесточению правил проведения любых мероприятий за пределами офиса, квартиры или предприятия. Я не уверен, что сегодня уровень радикализма и протестной активности населения России таков, что требует принятия жестких ограничительных мер. Те же автопробеги традиционно не нарушали мир и спокойствие граждан. И даже недавняя акция дальнобойщиков не была акцией всероссийского масштаба. А палаточные городки обычно связаны с мирным выражением недовольства людей конкретной несправедливостью, с мирным протестом. И отмечу, что на эти формы протеста уже распространяются ограничения, наложенные действующим законодательством: их нельзя устраивать в непосредственной близости к ряду объектов. Поэтому данный законопроект кажется излишним.
На сегодня в большинстве случаев проведение массовых акций не вызывает затруднений у профсоюзов. А палаточные городки как форму протеста профсоюзы используют редко.
Опрос и комментарий подготовила Полина Самойлова