Медикам еще с 2014 года не индексируют зарплаты, и в бюджете на ближайшую трехлетку индексация тоже не предусмотрена. То, что на этом фоне выполнение майских указов выбивается из графика и грозит быть растянуто до конца следующего года, оптимизма врачам и медсестрам не добавляет. Между тем два этих фактора – отсутствие индексации и перебои с «майскими» – не позволяют чиновникам от медицины сделать «эффективный контракт» действительно эффективным, заставляют сокращать персонал и экономить на компенсациях за нагрузку оставшимся работникам.
Эти выводы подкреплены недавними исследованиями, проведенными профсоюзом работников здравоохранения и Академией труда и социальных отношений. Результаты «Солидарности» прокомментировал заместитель председателя профсоюза Геннадий Щербаков.
Уловка-2012
Недавно (в №3, 2017) «Солидарность» публиковала инфографику о положении дел с оплатой труда медиков. Напомним, она была основана на исследовании, которое по заказу профсоюза работников здравоохранения провела в 2016 году Академия труда и социальных отношений. Результаты подтвердили, что, вопреки майским указам президента, зарплаты в здравоохранении примерно в половине регионов все еще далеки от нужных показателей, а кое-где даже снижаются.
Тем более что чиновники высчитывают выполнение указов, исходя из не совсем честного (как уверены в Роспрофздраве) понятия «средний доход». Тогда как профсоюз настаивает: нужно смотреть именно на заработную плату врача, медсестры и санитара. Причем – на одну ставку, и никак иначе. Но сейчас в отчетах складываются две-три ставки одного работника, которые он должен на себя брать, чтобы прокормиться, – так чиновникам легче отчитаться наверх о выполнении майских указов.
Но это еще не вся беда. Как напомнил «Солидарности» зампред профсоюза работников здравоохранения Геннадий Щербаков, медики с начала 2014 года не видели индексации зарплат. Об этом, конечно, было известно и раньше, и профсоюз всегда поднимал этот вопрос. Но после получения полных результатов исследования (в январе готовы были данные только за девять месяцев 2016 года) стало не только очевидно, но и наглядно: проблема с неиндексацией зарплат медиков непосредственным образом накладывается на проблему с недовыполнением майских указов президента. Или же можно сказать иначе: «выполнение» указов никоим образом не компенсирует отсутствие индексации.
– Актуальность проблемы заключается в том, что весь прошедший трехлетний период, начиная с 2014 года, индексация не проводилась. Кроме того, не предусмотрена она и федеральным бюджетом на 2017 год и прогнозируемый период 2018 – 2019 годов, – поясняет Щербаков.
В профсоюзе работников здравоохранения указывают и на некоторые нюансы майских указов. Так, прописанное в них повышение зарплат не касается многих работников медучреждений вообще. Это обслуживающий персонал (сантехники, электрики, водители, автослесари, уборщики) и работники администраций (те же самые бухгалтеры и кадровики, например). Да, медиками они не являются, но как сами медики смогут без них работать? В конечном счете – как обойдутся без них пациенты, если больничная инфраструктура и быт не будут налажены из-за отсутствия у этих людей стимула к работе?
Но, как говорилось выше, и в отношении тех, «кому положено», указы выполняются слабовато. Так, по итогам 2016 года не выполнены «дорожные карты» в отношении врачей в 24 регионах; в отношении среднего медперсонала – в 13-ти; младшего – в 45 регионах. Показатели выполнения «дорожной карты» в целом по стране, соответственно, тоже дали сбой: по врачебному персоналу результат составил 155,3% от средней зарплаты против 159,6% по плановому показателю; по младшему медицинскому персоналу – 56,5% против 70,5% по плану.
И это несмотря на все уловки чиновников, призванные «подбить» реально получаемые зарплаты под целевые показатели. Вот один из ярких примеров. В указе президента «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 черным по белому написано: «Правительству Российской Федерации обеспечить… повышение к 2018 году средней заработной платы врачей… до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе». (То же – про младший и средний медперсонал, только там речь о 100%.) А чиновники в какой-то момент взяли и решили, что «к 2018 году» – понятие растяжимое и может означать и «в 2018-м». То есть – что можно по факту оттянуть выполнение указа еще на год.
– Не меняя указа президента и не внося никаких изменений в соответствующее постановление правительства, достижение целевых показателей переносят на целый год! – негодует Геннадий Щербаков. И добавляет: – Непонятка в связи с этим: один говорит «к» 2018 году, другой говорит «в» 2018-м. Никто не указывает сроки, но теперь стало очевидно, что выполнение указа пролонгировали на целый год.
Еще одна хитрость: для сравнения с региональной зарплатой считать деньги не по средней зарплате, как в указе, а по среднему доходу. А в этот доход включать как можно больше социальных выплат. Методику расчета по среднему доходу ввело, между прочим, федеральное правительство – можно сказать, в обход президентского указа.
– В связи с этой методикой региону надувать щеки особо и не надо. Потому что если подсчитать, то, грубо говоря, средний доход окажется тысячи на две рублей выше зарплаты, – поясняет Щербаков. – И можно тогда рапортовать, что «дорожная карта» выполняется лучше, чем это есть на самом деле.
Здесь, правда, и у чиновников есть свой «нюанс». Так, еще в 2014 году Минтруд, отвечая на запрос профсоюза, объяснил сложившуюся ситуацию следующим образом: расчет осуществляется по методике, утвержденной еще в 2003 году, которая «едина для всех статистических наблюдений за заработной платой, проводимых в стране». А в соответствии с этой методикой в зарплату включаются «суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсации, надбавки, доплаты и премии». А еще – «имеющая систематический характер» оплата питания и проживания, то есть жилья и коммунальных услуг. К слову, Минтруд в своем ответе ссылается и на соответствие этой методики Конвенции МОТ № 160 «О статистике труда».
Кстати, что интересно: когда нужно прикрыть лукавое выполнение указов президента, Минтруд ссылается на конвенцию МОТ и методичку Росстата; а когда работодателю надо рассчитать сумму отпускных, оплату за простой, медосмотр, командировочные или «увольнительные» – тогда рекомендует к употреблению ст. 129 Трудового кодекса (согласно ей, в расчет зарплаты в перечисленных случаях надбавки и льготы не включаются). Это следует из того же ответа министерства профсоюзу (копия есть в редакции).
– Понимаете, специфика страны должна учитываться, и должны учитываться нормы Трудового кодекса. Президент сказал: среднемесячная зарплата медика должна соотноситься со среднемесячной зарплатой в регионе, – объясняет Тамара Гончарова, завотделом экономической работы и оплаты труда профсоюза работников здравоохранения. – Открываем Трудовой кодекс и смотрим: что такое заработная плата? Это вознаграждение за осуществление трудовой функции. Это оклад плюс стимулирующие и компенсационные выплаты. Все, что не связано с осуществлением трудовой функции, не должно включаться в понятие «заработная плата».
Страдать будут больные
Пока майские указы выполняются так, как выполняются, остается, наверное, только совершенствовать саму систему оплаты труда. В этом помогло бы, считают в профсоюзе, увеличение гарантированной части в структуре зарплаты. Что и так делается, но без индексации фондов оплаты труда для увеличения «гарантии» управленцам медучреждений приходится уменьшать или даже вовсе отменять надтарифные выплаты (в основном – стимулирующие надбавки). А политика «эффективного контракта», проводимая Минздравом, невозможна без «стимулов», которые нужно выдавать в зависимости от качества, результативности и объемов труда медика.
Что остается чиновникам и главврачам на местах? Правильно: реструктуризация, оптимизация всего на свете, сокращение штата. А в результате медик и пашет на две ставки, иногда даже не получая доплат за интенсификацию труда.
– Работодатели в бюджетной сфере уже несколько лет не могут выполнять нормы трудового законодательства и повышать уровень реального содержания зарплаты, – резюмирует Геннадий Щербаков. – Это происходит из-за отсутствия самих механизмов финансового обеспечения ее индексации. На фоне сложившейся и прогнозируемой инфляции это приведет к дальнейшему обострению как проблемы и без того крайне низкого уровня оценки труда медиков, так и критической ситуации с кадровым обеспечением отрасли. Все это, конечно, плохо скажется на качестве и объеме медицинской помощи нашим гражданам.
Опрос
До наступления 2018 года – контрольной точки исполнения майских указов президента – остается чуть больше шести месяцев. «Солидарность» выяснила у представителей профсоюзов работников здравоохранения и образования, насколько реально исполняются указы в их регионах, а также какие хитрости позволяют чиновникам показывать в документах желанные цифры.
Павел Зырянов, председатель республиканской организации Башкортостана профсоюза работников здравоохранения РФ:
– Майские указы исполняются, это постоянно отслеживаем и мы, и Минздрав. Но есть некоторые странности, на которые необходимо обращать внимание. Все в недоумении – почему в указах прописано, что заработки младшего и среднего медперсонала к 2018 году должны составлять 100% от среднего дохода по региону? По факту уравниваются зарплаты за труд разной квалифицированности. Теперь главврачи вынуждены выводить многих сестер-хозяек и санитарок из статуса младшего медперсонала, переводя их в кастелянш и уборщиц. А ведь обязанности и ответственность многих санитарок далеко выходят за пределы простой уборки помещений…
Другой не очень понятный момент – вместо «средней зарплаты», к которой идет привязка зарплат бюджетников, придумали «средний доход», включив туда заработки сотрудников малого бизнеса. Там заработки, конечно, всегда ниже – это ведь «серый» сектор, где официальная часть зарплат серьезно занижается, чтобы уменьшать налогооблагаемую базу. Таким образом оказалась занижена и планка доходов бюджетников, на которую ориентированы указы.
И еще один фактор. В кризис на предприятиях малого и среднего бизнеса вводится режим неполного рабочего времени, люди уходят в вынужденные отпуска и так далее. Как следствие – получают меньше денег. Значит, падает и средний доход. При этом у сотрудников учреждений здравоохранения интенсивность труда не падает. А зарплата, вслед за доходами всех остальных, получается, может снижаться. Все это приводит к большому дефициту кадров в здравоохранении. Допустим, в Уфе средняя зарплата врачей – 50 тыс. рублей. СМИ кричат, что раз много зарабатывают, пусть тогда пашут день и ночь, работают качественно. А про 48% укомплектованности медучреждений как-то не говорят. Это же две ставки! Раздели зарплату пополам – на ставку получается 25 тыс. рублей зарплаты. Это что, высокий доход после семи лет обучения?! Вот и уходят врачи в частные структуры, в представительства всякие, фирмы, продающие медоборудование, медикаменты. А собственно лечебное учреждение, где с людьми надо работать, они ведь обходят. И у нас получаются официальные цифры по стране: до 30% выпускников высшей медицинской школы не доходят до практического здравоохранения.
Светлана Пронина, председатель Башкирской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– У нас майские указы выполняются практически повсеместно. Средняя зарплата педагогов в учреждениях общего образования за 2016-й год составила 26 242 рубля, или 103,6% от уровня среднемесячного дохода. У педагогов в дошкольных образовательных учреждениях – 22 298 рублей, или 102,9%. То есть все нормально. Вопрос в том, какими методами это было достигнуто… Взять хотя бы методику, по которой подсчитывался средний доход. Раньше-то считали среднюю заработную плату в экономике, а потом стали считать именно доход. А что такое доход? Доход есть у индивидуального предпринимателя и прочих самозанятых, что привело к снижению общих показателей. Из-за такой методики снизились и ориентиры, к которым необходимо было стремиться. Еще один нюанс – рабочая нагрузка за ту или иную ставку. Многие зарабатывают эти деньги, работая значительно больше положенных 18 часов в неделю. Так или иначе, с нашей точки зрения, прорыв в зарплате за последние пять лет получился неплохой. Когда мы начинали весь этот шум, у нас было 40% от средней заработной платы. А с нюансами мы, как профсоюз, будем работать дальше. Пошагово добиваться того, чтобы речь шла не об абстрактной «нагрузке», а об одной ставке.
Александр Торопов, председатель Архангельской межрегиональной общественной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– Все показатели, которых необходимо было добиться к настоящему дню по майским указам, – достигнуты. Расхождения незначительные: по дошкольным учреждениям и по дополнительному образованию. Но надо понимать, что в основном зарплата увеличивается за счет большой нагрузки, без соответствий норме рабочих часов. Сокращений нет, но людям приходится работать реально больше. Так, в одном из районов педагоги дополнительного образования вынуждены отрабатывать по две нормы часов – по сути, две ставки. Допустим, средний показатель зарплаты у них должен составить 28 тыс. рублей, а за норму отработанных часов выходит только 14 тыс. Им приходится вести не 18 часов в неделю, как положено по норме, а 33 – 36 часов. Это, конечно, крайний вариант. Но даже средний выглядит как 1,3 ставки. Полагаю, к марту 2018 года показатели майских указов действительно будут выполнены. Но вопрос – за счет чего? Пока получается, что за счет серьезной нагрузки. В коллективах к подобной ситуации относятся по-разному, в основном – спокойно. Но точечно говорят о проблемах.
Александр Зубов, председатель Архангельской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ:
– Честно говоря, на бумаге майские указы выполняются. По данным Минздрава, на 1 января 2017 года у нас средняя зарплата врачей составила 51 354 рубля. Видимо, план повышения за прошлый год был даже несколько перевыполнен, так как сейчас заработок немного снизили, на 0,3%. Средний медперсонал получает 28 тыс. рублей, младший – 17 909 руб. – рост на 5,7%. Но это было сопряжено с переводом многих санитарок в уборщицы, чтобы вывести их из младшего медицинского персонала. Процесс связан с такой проблемой, как снижение разницы в оплате труда между младшим и средним медперсоналом. В указах президента сказано, что к 2018 году они должны и там, и там достичь 100% от среднего дохода граждан по региону. Мы неоднократно обращали внимание ЦК нашего профсоюза, Минздрава, губернатора на эту проблему. 10 октября 2016 года был получен ответ от первого замминистра здравоохранения РФ Игоря Каграманяна, где разъясняется, что изменить в указах президента эту позицию не представляется возможным, а решить проблему предлагается субъекту РФ за счет стимулирующих выплат. Примерно такой же ответ поступил из Минтруда. То есть вопрос дифференциации заработков перекинули на региональный бюджет.
В целом же складывается впечатление, что майские указы сегодня выполняют за счет оптимизации здравоохранения, говоря проще – сокращений. Финансирование-то, по сути, не увеличивается, а указы выполнять надо. Выход какой? Оптимизация! Такой подход приводит к серьезной интенсификации труда остающихся врачей. А это, в свою очередь, снижает качество медицинских услуг для населения.
Галина Вацуро, председатель Ивановской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ:
– Указы выполняются. Вопрос – какой ценой и какими методами. А выполняются ровно потому, что если главврач не выполнит майские указы, его просто с работы уберут. Таким образом, в среднюю зарплату врача и медсестры входит все, что можно и нельзя. Если месячная норма рабочего времени составляет, например, 150 часов, у них бывает и по 300 часов. Плюс праздничные, ночные и так далее. Нормальные люди ночи дома проводят, а наши – на работе. Плюс еще майские указы соотносятся не со средней зарплатой по региону, а со средним доходом. И эта сумма меньше. Буду оперировать круглыми цифрами: если средняя зарплата по Ивановской области – 22 тыс. рублей, то средний доход от трудовой деятельности – 19 тыс. Вот такая разница. В масштабах государственного здравоохранения это серьезные цифры.
Геннадий Щербаков называет такой подход лукавством. Михаил Шмаков – еще жестче и откровеннее – шулерством. Играют с числителями и знаменателями: здесь подправить, тут подтасовать туда-сюда, и цифры вот такие. Не хватает денег на санитарок? Не проблема! На оставшихся 30% именно санитарок повесим нагрузку за это, то, другое и третье отделения. И чем-нибудь еще нагрузим. Раз! И задача решена. Получается, что работают не с людьми, а с бумагой. Которая, как известно, все стерпит… На одном заседании областной трехсторонней комиссии чиновница из отдаленного муниципалитета – человек простой – так и сказала: «Да не волнуйтесь вы так! Отчитаемся!» Даже не знаю, тут смеяться или плакать.
Надежда Москалева, председатель Ивановской областной организации профсоюза работников народного образования и науки:
– Если брать в целом соответствие требованиям – у нас нарушений нет. Есть даже превышение относительно зарплат по экономике в среднем. Но статистику-то подменили. И это надо отчетливо понимать: для расчета взяли «доходы физических лиц». Я долго пыталась у своего финансиста узнать, что же включает это понятие. Как выяснилось – учитываются зарплаты различных частников, сотрудников малого бизнеса и так далее. Тех, кто легально зарабатывает немного, кому часто платят в конвертах. Теперь говорят: «Вот, выходит же средняя!» – а «средняя» от кого – не уточняют. Подгоняют зарплату бюджетников под среднюю в экономике, а экономика вот такая – физических лиц. Претензий предъявить не к кому. В суд не подашь: федеральные и местные власти как бы и ни при чем, потому что все в соответствии с законом. А раз нет нарушения закона, «вы проехали, ребята». Так что вопрос в том, кто и как считает. Надо разбираться с Госстатом на уровне ФНПР и РТК. А то президенту докладывают, будто все блестяще и отлично…
Анатолий Домников, председатель Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ:
– По зарплате ситуация вроде бы неплохая. Указы президента выполняются из года в год, 2016 – 2017 годы не исключение. Но наметилась некрасивая тенденция по всей стране. Это несуразица, касающаяся медиков в майских указах. Сближаются показатели зарплат среднего и младшего медперсонала, что приводит к естественному недовольству медсестер, они начинают по этому поводу бунтовать. Мы собрали почти семь тысяч подписей медсестер против этого факта (даже при учете противодействия администраций некоторых больниц). Дошло до того, что разрыв в зарплатах между младшим и средним медперсоналом составил всего 30%.
Нам удалось обратить на это внимание Минздрава, Минфина и областной думы, и вопрос решился. Руководитель региона сменил пропорцию повышения зарплат младшего и среднего персонала. Если раньше под показатели майских указов подтягивали «младших», то сейчас у «средних» повышение зарплат будет даже больше, поскольку нужно выравнивать показатели доходов в соответствии с квалификацией. Здесь нам пошли навстречу.
Относительно привлечения кадров и жилья – тоже все неплохо. Губернатор принял решение по льготной ипотеке, и это очень серьезные льготы. По ней за человека, пришедшего работать к нам в здравоохранение, все тело кредита платит государство. А самому медику остаются только проценты. Правда, жилье выделяют только дефицитным категориям врачей. Таким образом нам удается привлекать в регион дополнительные кадры.
Михаил Сотников, председатель Московской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– Средняя зарплата работников образования сегодня даже превышает уровень средних доходов по региону, который, по последним официальным данным, составил 38 830 рублей в 2016 году. Средняя зарплата педагога в сфере общего образования – 47 185 рублей, в дошкольных учреждениях – 45 435 рублей, в сфере дополнительного образования – 46 741 рублей. В среднем график выполнения майских указов превышен на 6,6% по всем специальностям. Естественно, находясь через дорогу от Москвы, сравнивая наши зарплаты со столичными, люди не могут быть полностью довольны. Равно как не могут быть довольны и регионы, расположенные вокруг нашей области, где специалисты получают – условно – в два раза меньше нас. Проблема всех этих подсчетов в том, что за один и тот же вид работы люди получают разную оплату труда. От этого никто не может быть довольным. Но повышение зарплаты народ заметил. В этом году средства на повышение тоже заложены. Если говорить о «хитростях», то у нас увеличения нагрузки не произошло. Она примерно такая же, как и несколько лет назад. У нас преподаватели работают на 1,3 – 1,4 ставки. Средняя нагрузка 22 – 24 часа. Но 18 часам она никогда и не была равна на моей памяти.
Тамара Азукаева, заместитель председателя Калмыцкой республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ:
– У нас зарплата в регионе чуть ли не самая низкая из всех субъектов. Хотя должны были догнать средний показатель и врачам зарплату повысить, допустим, до 180% в 2017 году. Что этого не произойдет – понятно уже сейчас. Врач должен был получать тысяч 35. Сейчас должностной оклад у врача первой категории – 7300 рублей! Получается, средняя зарплата около тысяч 12 – 15 за одну ставку! Дефицит врачей и медперсонала – страшный. Текучка кадров, работать некому, все разъезжаются. Люди уезжают на заработки за пределы республики. В ту же Москву, в Сибирь уезжают. Либо вообще уходят из профессии. В бизнес, например. Те, кто остается, сидят на двух-трех ставках почти все. И только если на 2,5 ставки человек работает, возможно, его доход достигнет показателей майских указов. У младшего медперсонала тоже такая система. Всех санитарок перевели в технички, они все надбавки теряют – и за вредность, и за выслугу, сидят на голом окладе, а там зарплата даже до минималки не доходит! Соответственно, работать некому. Мы как профсоюз, конечно, пишем, обращаемся, в министерство идем, все это говорим. Но как-то наши слова до чиновников не доходят. А тем временем люди продолжают бежать. В сельской местности доходит до того, что не хватает 50% кадров.
Нина Ковальчук, председатель Челябинской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ:
– Майские указы у нас выполняются в полном объеме. Мы делаем мониторинг зарплаты по всем муниципалитетам, в разрезе смотрим и по среднему персоналу, и по младшему, и по врачам. Все это у нас постоянно на контроле. Мы считаем, что никаких хитростей нет. Мы сами проверяем, где какие сигналы. Если отмечено снижение зарплаты или что-то – мы тут же выезжаем и разбираемся, на каком основании. Тем более снижение не допускается у нас по решению трехсторонней комиссии, достигнутый уровень зарплаты нельзя снижать. По крайней мере, контроль у нас есть. Ни оптимизации, ни сокращений у нас пока нет. Что же касается перевода санитарок в уборщицы – это происходит везде. Как я понимаю, проблема стоит на федеральном уровне. Как говорится, куда деваться…