file897

Экономический кризис, социальные и финансовые проблемы — это то, с чем сталкивается сегодня почти любое предприятие, профсоюзная организация и работник в частности. Соответственно, каждый пытается эти проблемы разрешить в меру своего понимания и имеющихся ресурсов. Но разрешить их сразу не получается. Одновременно возникают новые проблемы, формирующие вместе с неразрешенными эдакий ком. Или гордиев узел.

И вместо хотя бы среднесрочного планирования, концентрированной борьбы с проблемами — что организации, что люди скатываются в мешанину, вынужденно принимают ежеминутные решения. Нет времени, чтобы спокойно сесть, посидеть и подумать на два шага вперед. Между тем, как говорят в сериале “Игра престолов”, — “Зима близко”. Общие тенденции того, с чем мы столкнемся уже осенью в экономической и социальной политике, уже примерно ясны. Как ясны и рецепты, которыми нас будут “вводить в русло” этой политики. Не претендуя на роль Кассандры (тем более что с ней лично вышло все не гладко), обозначу некоторые совершенно откровенные и нескрываемые вещи.

Обычно выступающее в качестве доброго Гудвина, Министерство экономики России обнародовало прогноз на ближайшие три года. Если коротко, то это стагнация (отсутствие роста), уменьшение темпа падения экономики и возможное снижение инфляции до 5%. Предыдущие прогнозы Минэкономики не оправдались — реальность оказалась страшнее. Да и сейчас экономическая политика Минфина и Минэкономики не дает никаких оснований считать, что ситуация выправится хотя бы до уровня этого прогноза. Но мы оставим в стороне экономическую политику — поговорим о социальной. С ней все более-менее понятно. Уже сегодня заявлено об очередном сокращении государственных расходов. В социальном плане это означает снижение доходов работающих в бюджетной сфере. На секундочку, это снижение еще не учитывает продолжающийся рост цен и инфляцию. Предполагаемое сокращение и пересмотр бюджета, скорее всего, предстоит осенью. Осень 2016 года — первый перспективный горизонт для нашего среднесрочного планирования.

Уже принят во втором чтении законопроект о повышении пенсионного возраста для государственных служащих. При этом мы должны учитывать, что из госслужащих подавляющее большинство получает невысокую зарплату. По сути — это первый шаг к общему повышению пенсионного возраста. О чем напрямую сказали и действующий министр Улюкаев, и недавно назначенный на должность заместителя руководителя Экономического совета при президенте России Алексей Кудрин. С той поправкой, что это имеет смысл обсуждать (обсуждается уже давно) также осенью после выборов. Дабы не подточить их результаты. Так мы опять возвращаемся к осени 2016 года.

Снова начался разговор о низкой производительности труда россиян. Напомню, что производительность труда в бюджетной сфере — вообще вещь абстрактная. Заводить речь о низкой производительности труда врача или учителя обычно пытаются, когда хотят взвалить на них дополнительную работу без дополнительной оплаты либо провести сокращения организаций и сотрудников. А вот что касается реальной экономики, то там производительность труда может быть увеличена либо внедрением нового оборудования, либо новых технологий. Либо увеличением прямой эксплуатации работников в стиле “бери больше — кидай дальше”. Для покупки оборудования и технологий предприятиям не дают кредитов по доступным ценам. Такова политика Банка России и Министерства финансов. А значит, разговор о производительности труда — как раз про эксплуатацию. Более того, про эксплуатацию, не подкрепленную адекватным с позиции работника вознаграждением.

В настоящий момент нет даже подобия разговора об изменении налоговой политики в стране в отношении распределения доходов граждан. Никакого прогрессивного налога на сверхдоходы, никакого налога на роскошь. Вместо этого мы имеем оплату имущества по кадастровой стоимости и дополнительные взносы на капитальный ремонт. Ну как — “мы имеем”? Скорее — наоборот.

Я думаю, что не за горами возвращение в правительство Алексея Кудрина. Напомню, что основными формами управления финансами, принятыми в его бытность министром, были сокращение налогов на бизнес и сокращение государственных расходов. С одним нюансом. Все это происходило в обстановке существенного роста государственных доходов от продажи энергоносителей. Грубо говоря, Кудрин пытался экономить деньги в момент, когда их число росло по экспоненте. При этом он никогда не был замечен в инициативах, связанных со стимулированием производства, — с чем сегодня как раз главная проблема. Сейчас история другая — доходы бюджета падают. Они падают, и их рост не стимулируют. Складывается впечатление, что “там” просто не знают, как это делать, потому что последние 15 лет этим можно было не заниматься.

Таковы вполне реальные перспективы. Причем уже осенние. Напомню, что осенью у нас в стране предполагается свободное волеизъявление граждан в виде в выборов в Государственную думу. Есть два глобальных пути, по которым могут пойти профсоюзы. Первый путь: противодействовать этим перспективам “по мере их возникновения”. То есть когда появится, скажем, законопроект о повышении пенсионного возраста — топить его в РТК, устраивать пикеты и прочее. Второй путь: в рамках подготовки к “перспективам” уже сегодня не только активно включиться в процесс избрания профсоюзных кандидатов, но и, возможно, уже сейчас зафиксировать те положения, которые для будущего депутата от профсоюзов будут неоспоримыми. Скажем, предложить всем кандидатам, претендующим на депутатство, подписать Профсоюзную хартию. Где, к примеру, будут перечислены положения, против которых он будет всегда выступать “против”, а также те, за которые он всегда будет голосовать “за”. Вне зависимости от партийной дисциплины и прочего. Потому что если для депутата важнее партийная дисциплина, чем то же неприятие повышения пенсионного возраста, то — какой он «профсоюзный депутат»?! Такие пункты можно сформулировать недвусмысленно и жестко. Без “бороться и стремиться”. Можно сказать, что это ограничивает свободу народных избранников. Ну да — ограничивает. Ограничивает в пользу профсоюзов и работников. Называется — “императивный мандат”.

Неправильно считать, что мы — профсоюзы — живем в ситуации непредсказуемости и неопределенности. Это только частично так. Многое мы можем предсказать уже сегодня. А значит, можем и запланировать свои действия. Мы, конечно, рассчитываем на лучшее. Что вертолет прилетит, и волшебник подарит всем эскимо. И мы даже знаем, как его зовут. Тем более что прецеденты уже были — и с вертолетом, и с наведением социальной справедливости на отдельных предприятиях. Но даже чтобы выиграть в лотерею, нужно вначале купить билет. А не жаловаться потом, что-де “нас не предупредили”. Нас уже вполне обо всем предупредили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>