В Государственной думе запущен процесс повышения МРОТ до величины прожиточного минимума. То, что соответствующая статья Трудового кодекса до сих пор не выполнялась, в самом парламенте неоднократно называли “нашим национальным позором”. 26 октября комитет ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов рекомендовал правительственный законопроект о повышении МРОТ до уровня ПМ к принятию в первом чтении. Однако и в таком, казалось бы, очевидном вопросе не обошлось без спорных моментов, о которых расскажет “Солидарность”.
Напомним, идею повысить, наконец, федеральный минимальный размер оплаты труда до уровня прожиточного минимума высказал в сентябре этого года президент Путин. По ст. 133 Трудового кодекса МРОТ обязан быть не ниже ПМ по стране. Однако введение данной нормы отложено до неопределенного времени другой статьей — 421-й — того же документа. Данные показатели в истории Российской Федерации не были равны никогда.
Итак, согласно законопроекту, разработанному российским правительством по “рекомендации” президента, повышение МРОТ до ПМ должно произойти в два этапа. Предполагается, что с 1 января 2018 года нижняя величина составит 85% от верхней (9489 рублей). С 1 июля текущего года МРОТ равен 7800 рублям; ПМ для трудоспособного населения по итогам второго квартала 2017-го составил 11 163 рубля. А с наступлением 2019 года величины должны сравняться — но сколько конкретно составит сумма, пока сказать невозможно из-за особенностей статистического определения прожиточного минимума.
Есть в законопроекте следующий важный нюанс: если величина ПМ за второй квартал текущего года оказалась меньше, чем за аналогичный период предыдущего, то минимальный размер оплаты труда не уменьшается. Слегка настораживает то, что о третьем или четвертом квартале, например, в законопроекте нет ни слова…
В документе предусмотрено и другое новшество. Сейчас, по закону “О минимальном размере оплаты труда”, понятие МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. И применение этого понятия для других целей — не допускается. Однако в Арбитражном процессуальном кодексе, Кодексе административного судопроизводства и в Гражданском процессуальном кодексе есть нормы о применении МРОТ “для реализации публично-правовых обязательств”, напоминают авторы законопроекта в пояснительной записке. Иначе говоря, МРОТ используют в судах для определения административных штрафов. С января 2018 года предлагается отказаться от этого и отдать установление штрафов на откуп правительству. Хорошо это или плохо, можно будет узнать только из соответствующей судебной практики.
Также предлагается “продлить действующую потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ на 2018 — 2020 годы”. Или, говоря проще, — заморозить на нынешнем уровне. Хотя речь идет не о стоимости потребкорзины (продукты и услуги меняются в цене не по указаниям правительства), а о составе, данная новость тоже может настораживать. Отметим, что состав потребительской корзины определяется раз в пять лет, и нынешний действует с 2013 года. И может продолжить действовать до 2020-го.
— Расходы бюджетной сферы на повышение МРОТ составят в 2018 году 26,2 млрд рублей, в 2019-м — 43,9 млрд, — доложила членам комитета Госдумы по труду замминистра труда Любовь Ельцова 26 октября.
По оценке Минтруда, внебюджетный сектор потратит на доведение МРОТ до ПМ в следующем году более 17 млрд рублей, а в 2019-м — около 28 млрд.
— В 2020 году дополнительных финансовых средств на повышение заработной платы в связи с повышением минимального размера оплаты труда не потребуется. При этом треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц, — добавила Ельцова.
— Думаю, мы все поддержим сегодня законопроект, — был уверен (и не напрасно) первый зампред комитета Михаил Тарасенко. — То, что МРОТ отстает от прожиточного минимума, является нашей громадной проблемой, которая и нравственная, и экономическая. И поощрение “серых” зарплат, и солидарная ответственность поколений при формировании пенсионных прав граждан [тоже к ним относятся].
Правда, вопросы у депутата к законопроекту остались. Так, Тарасенко считает, что потребительскую корзину незачем замораживать до 2020 года включительно. При том, что новый закон о МРОТ планируется исполнять на 100% уже с 2019-го, тянуть с этим “мораторием” не нужно. А нужно — “внедрять” новую потребкорзину уже с 1 января года следующего.
Кроме того, профсоюзного депутата не устраивает, что в законопроекте не учтены некоторые экономические и юридические обязательства юрлиц, связанные с МРОТ. Напрямую с бюджетом они могут быть и не связаны, но касаются таких сфер, как железнодорожный транспорт — а здесь самым большим игроком является государственная монополия.
Еще одного члена комитета по труду, Сергея Вострецова, не устроил пункт финансово-экономического обоснования к законопроекту, по которому треть расходов на выполнение инициативы вернется в бюджет в виде налогов:
— А когда мы НДФЛ вычтем — опять, получается, “на покушать” будет не хватать? — спросил депутат у Любови Ельцовой.
На что чиновница ответила: МРОТ -это еще не вся зарплата (как правило). А если зарплата не выходит за его рамки, то здесь обязаны работать механизмы социальной поддержки:
— Нельзя говорить, что [МРОТ] — это единственная денежная выплата, которая человеку позволяет реализовывать минимальные потребности, — сказала Ельцова, сославшись, в том числе, на систему соцподдержки в регионах.
— Не совсем понятно, при чем здесь зарплаты и субсидии. Все-таки это разные вещи, — ответил Вострецов. — Но если я вас правильно понял, МРОТ минус НДФЛ опять будет ниже прожиточного минимума. И те, кому на выживание будет не хватать, опять будут вынуждены идти за субсидиями…
За Ельцову ответил Михаил Тарасенко. Он “ответственно заявил”, что “идеология прожиточного минимума предполагает уплату НДФЛ”. Но некоторых вопросов к законопроекту все равно не избежать — хотя бы потому, что Конституция не предполагает никакой идеологии. Или потому, что профсоюзы требуют повышения МРОТ до ПМ уже до конца 2018 года. Тарасенко также напоминает, что европейский стандарт МРОТ — 50% от средней зарплаты… Некоторые из вопросов депутаты могут разрешить до 8 ноября, когда в Госдуме пройдет первое чтение документа.