Страстотерпец праведный Евгений, лейб-медик царской семьи (Боткин), принявший вместе с ней страдания в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля), канонизирован Русской православной церковью (РПЦ) как святой.
Решение об этом принято на заседании рабочей группы по согласованию месяцесловов Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, сформированной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Признана возможность общецерковного прославления святых, ранее канонизированных РЗЦ, в том числе страстотерпца праведного Евгения (Боткина).
Очередное заседание этой рабочей группы под председательством Предстоятеля РПЦ и при участии первоиерарха РЗЦ признало возможным общецерковное прославление ряда святых, ранее канонизированных Русской Зарубежной Церковью, в том числе страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина).
«Я думаю, это давно желанное решение, потому что это один из святых, который почитается не только в Русской зарубежной церкви, но и во многих епархиях Русской православной церкви, в том числе в медицинском сообществе», — заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
О возможности причисления врача Е. Боткина к лику святых ходатайствовали перед РПЦ участники V Всероссийского съезда православных врачей, который проходил в Санкт-Петербурге с 1 по 3 октября 2015 года. Во время работы форума епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон открыл на главном корпусе Военно-медицинской академии в городе на Неве мемориальную доску в память о лейб-медике Боткине и отметил, что лично не сомневается в его праведности. «Хотелось бы, чтобы эта канонизация состоялась, потому что очень многие верующие люди, священники, ведущие врачи и академики считают, что Евгений Сергеевич — святой человек», — сказал председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению.
Главный терапевт Минздрава РФ, академик РАМН Александр Чучалин, один из создателей Общества православных врачей, также выступил за канонизацию врача-мученика. «Я убежден, что врач, отказавшийся уйти из царской семьи в момент, когда судьба ее была уже решена, и продемонстрировавший верность врачебному долгу, должен быть канонизирован», – сказал он.
В 1918 году, после ареста императорской семьи, Е. Боткин отказался оставить своего пациента – цесаревича Алексей – и вместе с семьей Николая II отправился в ссылку. В Екатеринбурге он также отказался оставить своих пациентов и был убит вместе с ними.
За некоторое время перед расстрелом царской семьи доктору было ещё раз сделано предложение – покинуть царя, и обещано место в одной из московских клиник. Е. Боткин от предложения отказался.
«Делай, что должно, и будь, что будет», — эта древняя максима была заповедью чести русского дворянства и интеллигенции. Можно сказать, что и доктор Боткин жил по ней. Помимо светской чести у него было и нечто большее — искренняя вера в то, что Бог никогда и никого не оставляет своей милостью.