Уже два года реализуется Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», принятый в декабре 2013-го года. Как оказалось, при проведении спецоценки рабочих мест медработников возникает много проблем. О них редактору «МВ» Надежде Стауриной рассказывает председатель профсоюза работников здравоохранения, доктор медицинских наук Михаил КУЗЬМЕНКО.
— Михаил Михайлович, что в первую очередь вызвало беспокойство медицинского сообщества и профсоюза в связи с новыми правилами оценки условий труда?
— Процессы, связанные с реализацией федерального закона № 426-ФЗ, находятся в центре внимания нашего профсоюза прежде всего в части предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях трудового процесса.
Уже в 2014 году практически всеми региональными организациями профсоюза были выявлены случаи снижения подклассов и классов условий труда при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ). Имели место уменьшение размеров или отмена ранее предоставляемых компенсационных мер — дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной зарплаты, сокращенной продолжительности рабочего времени, а также приостановка права работников на льготную пенсию.
Подобные ситуации связаны с несовершенством нормативной базы СОУТ, игнорированием экспертами, проводящими спецоценку, специфики медицинской деятельности.
Так, по данным Курганской областной организации профсоюза, водителям автомобиля скорой медицинской помощи при СОУТ только по шуму был установлен класс 3.2, а фельдшерам, выезжающим на этих же машинах в составе бригады, установили допустимый класс условий труда.
В 2014 году при СОУТ часто не проводилась оценка биологического фактора и в результате устанавливались допустимые классы условий труда у медицинских работников, в том числе и в противотуберкулезных диспансерах и инфекционных отделениях. Такие выводы СОУТ основывались всего лишь на оценке освещенности и запыленности, а иногда еще и фактора шума.
— Почему оказались возможными столь неадекватные оценки условий труда?
— Из-за того, что 17 показателей оценки напряженности трудового процесса, характерные для медицинской деятельности, не были включены в Методику спецоценки, возникли проблемы с объективным установлением классов условий труда на рабочих местах врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи, врачей-хирургов, врачей-реаниматологов и других медицинских работников.
Некорректная запись в Методике при оценке биологического фактора в нарушение закона о лицензировании устанавливала для медицинских организаций требование иметь лицензии на выполнение работ с патогенными биологическими агентами I—IV групп патогенности и давала формальное право не учитывать данный фактор экспертам, осуществляющим спецоценку.
— Какие действия в связи с этим предпринимал профсоюз?
— В июне 2014 года организации нашего профсоюза инициировали коллективные обращения в адрес Президента России, вице-премьера, координатора Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) Ольги Голодец, министра труда и социальной защиты Максима Топилина, министра здравоохранения Вероники Скворцовой, председателя ФНПР, координатора профсоюзной стороны в РТК Михаила Шмакова. В них мы призывали обратить внимание на проблему оценки неустранимого воздействия на работников возбудителей инфекционных заболеваний. Было собрано более 300 тысяч подписей под обращениями о необходимости внесения изменений в Методику проведения СОУТ по учету биологического фактора.
Профсоюз неоднократно обращал внимание Минтруда России на необходимость изменения, дополнения или уточнения нормативных актов о спецоценке в части учета на рабочих местах медицинских работников потенциально вредных (опасных) производственных факторов, в том числе и неустранимых. Скопировано с Medvestnik.ru. Речь идет о таких факторах, как уже упомянутый биологический при контакте с возбудителями инфекционных заболеваний, химический фактор, высокая вероятность травмо-опасности на отдельных рабочих местах. Мы постоянно поднимаем вопрос об оценке влияния контактного ультразвука, учета показателей интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок. В течение 2013—2014 годов профсоюз совместно с Минздравом России проводил работу по корректировке действующих правовых актов с учетом отраслевой специфики. Все это позволило в начале 2015 года внести изменения в Методику проведения спецоценки в части уточнения воздействия биологического фактора.
Теперь в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда осуществляется без проведения исследований (испытаний) и измерений, а на основании Классификации биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, и не зависит от концентрации патогенных микроорганизмов. Приказом Минтруда России № 24н утверждена таблица, в которой отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора устанавливается с вредного класса первой степени (подкласс 3.1).
Кроме этого, совместной рабочей группой профсоюза, Минздрава и Минтруда России выработано компромиссное решение по пунктам перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ № 290, по которым должны быть установлены особенности проведения спецоценки на рабочих местах отдельных категорий медиков. Итогом стал приказ Минтруда России № 250н. В нем для отдельных категорий медработников предусмотрено повышение класса условий труда по фактору напряженности трудового процесса с учетом ряда дополнительных показателей на одну степень. Сюда входят: целенаправленные действия по оказанию экстренной медицинской помощи в условиях дефицита времени; отсутствие информации о состоянии здоровья пациента и необходимость принятия решений, от которых в дальнейшем зависит его жизнь и здоровье; оказание медицинской помощи с применением хирургических методов лечения; выполнение манипуляций, направленных на спасение жизни пациента, находящегося в угрожающем жизни состоянии, и на управление жизненно важными функциями его организма и другие. Для работников, непосредственно оказывающих скорую медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, предусмотрена оценка травмоопасных факторов.
Приказом определены дополнительные требования к экспертам и иным работникам организации, проводящей СОУТ в ЛПУ.
— Как вы считаете, усилия профсоюза достигли цели?
— К сожалению, уже сейчас мы отмечаем, что эти приказы при их практическом применении имеют ряд неточностей и, возможно, требуют дальнейшей доработки для единообразного толкования и применения. Требует дополнительного разъяснения необходимость обязательного учета контактной передачи инфекционного заболевания от пациента или от биологических материалов и жидкостей к медицинскому работнику, а также при контакте со средой или отходами, в которой потенциально имеются опасные биологические агенты.
В результате аттестации и спецоценки примерно 700 тысяч рабочих мест в медучреждениях 43 субъектов России, где занято около миллиона человек, было установлено, что во вредных условиях труда работают более 540 тысяч, то есть каждый второй.
— Что предстоит еще сделать для объективной оценки труда и гарантированной компенсации за работу во вредных условиях?
— Сейчас необходимо срочно приступить к разработке рекомендаций отраслевой направленности, включающих разъяснения по применению законодательства о СОУТ с учетом отраслевых санитарных норм и правил, категорий учреждений и работающего в них медицинского персонала. Рекомендации должны включать не только оценку производственных факторов, но и порядок установления мер компенсационного характера.
Вопросы финансирования охраны труда и создания безопасных условий должны быть предусмотрены во всех соглашениях и коллективных договорах.Выборным органам организаций профсоюза необходимо обратить пристальное внимание на деятельность экспертов при проведении спецоценки.