01

Во избежание экономии на жизнях и здоровье российских граждан
При Минфине есть такой научно-исследовательский институт финансов – НИФИ. В 2015 г. этот институт сделал несколько предложений по модернизации российского здравоохранения, которые пугают своей чудовищной безграмотностью и циничностью. Начали его специалисты с того, что летом этого года выступили с тезисом, что здоровье россиян мало зависит от деятельности системы здравоохранения («Воскрешение динозавра», «Ведомости» от 13.07.2015 г.). Затем, заявили, что число бесплатных вызовов скорой медицинской помощи и посещений врача в поликлинике можно сократить. Далее потребовали, чтобы граждане трудоспособного возраста сами заплатили за посещения врачей и вызовы «скорой» и, напоследок, предложили заменить врачебные бригады скорой медицинской помощи – фельдшерскими. Разберём по порядку, почему эти предложения безграмотные и неверные.
 
Об объёмах финансирования российского здравоохранения
Какой удобный тезис выдвинули минфиновцы — раз здоровье граждан мало зависит от деятельности здравоохранения, то и нечего на него денег давать. Это неверно. В действительности, в недостаточно финансируемых системах здравоохранения, как в РФ, есть прямая зависимость между госрасходами на бесплатную медицину и показателями здоровья (ожидаемой продолжительностью жизни — ОПЖ и смертностью). В зоне госфинансирования от 400 до 1700 долларов по паритету покупательной способности (ППС) действует простое правило: даешь дополнительные средства – смертность падает, а ОПЖ растет.
Не даёшь – наоборот, смертность растет, а ОПЖ падает. Например, в РФ с 2005 по 2013 год госрасходы на медицину возросли с 480 до 910 долларов ППС, соответственно, и ОПЖ возросла на пять с лишним лет. Поэтому, если мы хотим, чтобы этот показатель в нашей стране вырос с нынешних 71 года до 74 лет, а именно такая задача поставлена в майских Указах Президента РФ, нам придётся не сокращать, а увеличивать госрасходы на бесплатную помощь. Вот такая арифметика.
О сокращении числа бесплатных вызовов скорой медицинской помощи и посещений врача
Эти ноябрьские предложения НИФИ уже могут испугать не только организаторов здравоохранения, но и население. Речь идет не много не мало, а о сокращении самых базовых видов медицинской помощи — скорой и первичной медико-санитарной в поликлиниках, гарантированных нам бесплатно 41 статьей Конституции РФ и другими законами. Может быть, действительно, НИФИ прав, многовато мы бесплатных медицинских услуг получаем? Для справки по Программе госгарантий — это почти 10 посещений поликлиник и 0,3 вызова скорой на 1 человека в год.
Если сравнить с нормативами, например, Советского времени, то они были еще выше, чем сейчас. Соответственно, и число врачей, и число коек, в стационарах было больше. При этом число больных людей в 80-е, наоборот, было на 50% меньше в расчете на 100 тыс. человек. В результате — каждый заболевший мог свободно получить необходимую помощь, объемов хватало на всех. Поэтому и смертность в те годы в нашей стране была на 20% ниже, чем сегодня. По логике, если больных людей стало больше, необходимо было предложить увеличение объемов бесплатной помощи и финансирования. Однако, у Минфина на этот счет оказалось другое мнение.
О возможности российских граждан заплатить за медицинскую помощь из своего кармана
Может быть, в МИФИ подумали, что для россиян не проблема выложить лишние рубли за визит к врачу ли вызов скорой помощи? Придется напомнить финансистам следующие факты из официальной статистики. Сегодня россияне уже оплачивают из своего кармана — 35% расходов на здравоохранение. Это на 10-15% больше, чем в Евросоюзе. Далее, по данным Росстата, более 50% населения страны проживает на доходы менее 19 тыс. руб. в месяц. Более того, Минэкономразвития России посчитал, что в 2015 году реальные зарплаты граждан упадут на 8,1%, а доходы населения — на 4% по сравнению с прошлым годом. Их снижение продолжится и в будущем году. Другими словами свободные средства в карманах россиянам будет найти сложно. Ведь нужно еще, оплатить питание, услуги ЖКХ, проезд до работы или потратиться на первоочередные нужды детей.
Что произойдет, если мы заставим население платить за медицинские услуги из своего кармана? Если бы НИФИ изучал зарубежный опыт, то он бы знал следующие факты. Несколько лет тому назад в благополучной Новой Зеландии (для справки: их расходы на бесплатную медицину в 3,5 раза больше, чем в России в сопоставимых ценах) ввели доплаты за визиты к детским врачам. В результате родители юных пациентов стали отказываться от посещений. Как следствие, через год смертность детей возросла. Пришлось снова сделать медпомощь полностью бесплатной, правда, потерянные жизни было уже не вернуть.
Да что там Новая Зеландия, за примером далеко ходить не надо. В России по данным Росстата за 9 месяцев 2015 г. смертность населения возросла почти на 1%, а в Москве – на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем из всех факторов, которые могли повлиять на этот рост, ухудшился только один – снизилась доступность бесплатной медицинской помощи. За 2014 по сравнению с 2013 годом госфинансирование снизилось на 7% в сопоставимых ценах, число посещений поликлиник по поводу заболеваний снизилось на 14%, число вызов скорой медицинской помощи снизилось на 4%, число госпитализаций – на 2%.
О здоровье граждан трудоспособного возраста в РФ
А что будет в России, если введут лимит на бесплатные визиты к врачу и вызовы скорой помощи для трудоспособных граждан, как предлагает НИФИ? Ответ очевиден, население будет экономить и отказываться от необходимой медпомощи. Как результат – показатели здоровья этой группы граждан будут только ухудшаться, а они сегодня и так ужасающие, особенно у мужчин. И снова факты. По данным Росстата, до пенсии доживает только 2/3 мужчин. Смертность трудоспособных мужчин сегодня на 28% выше, чем в конце 80-ых. Из-за их сверхсмертности сегодня в РФ самая высокая в мире разница между продолжительностью жизни женщин и мужчин – 11,2 года (в странах ЕС в среднем — 6 лет).
Наши трудоспособные граждане отказываются от выхода на больничный и переносят заболевания «на ногах», чтобы не потерять заработок. Так, число дней пропущенных в связи с заболеваниями на 1 работника в год, сегодня у нас на 3 дня ниже, чем в 80-е годы, и на 6 дней ниже, чем в странах ЕС. При этом производственная медицина, которая была в Советские годы, и позволяла получать профилактическую и лечебную помощь рядом с работой, сегодня разрушена. Между тем, за рубежом, все уважающие себя работодатели при поддержке государства активно защищают здоровье своих работников и внедряют производственную медицину.
О замене врачебных бригад скорой медицинской помощи на фельдшерские
Видимо, минфиновцы решили перенять опыт стран ЕС. Но, там, на Западе, другие расстояния межу населенными пунктами, чем у нас. Соответственно, если пациенту стало очень худо, его действительно за 7-8 минут довезут до ближайшей клиники. И там, в этой клинике, пациент попадет в так называемое стационарное отделение скорой медицинской помощи, где его сразу осмотрит врач. А если нет угрозы жизни, то пациент попадет к врачу первичного звена, причём в 70% случаев – в день обращения. А еще там есть доступные и бесплатные лекарства по рецепту врача, которые снижают риски обострения заболеваний и их осложнений.
У нас, в России, пока ВСЕ по-другому. Госрасходы на бесплатную медицину в 2,5 раза ниже, чем в странах ЕС в среднем. При этом в 2016 году они сокращаются еще на 20% по сравнению с 2013 годом в сопоставимых ценах. В РФ на всю страну имеется только несколько больниц с современными стационарными отделениями скорой медпомощи, а к врачу участковой службы не всегда попадешь сразу. Расходы на лекарства по рецепту врача в РФ в 5,5 раза ниже, чем в странах ЕС в среднем. И еще, у нас, в половине регионов — огромные, бескрайние расстояния между населенными пунктами и лечебными учреждениями. Поэтому, когда улучшим положение с доступностью лекарств и врачей на участках, когда построим в стационарах современные отделения скорой помощи, тогда и поставим вопрос о замене врачебных бригад – на фельдшерские. Мы ведь не можем сказать нашим пациентам, подождите, мы тут реформами решили заняться, так что, извините, врача на скорой – нет.
Надеюсь, что после приведенных фактов всем стало ясно, что экономия по Минфину – это экономия на здоровье и жизнях российских граждан. Вот уж, действительно, не ведают, что творят.
Гузель УЛУМБЕКОВА,
руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением,
доктор медицинских наук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>