Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования оценок россиянами услуг, предоставляемых по полису ОМС и состояния здравоохранения. Основными проблемами отрасли граждане считают недостаточный уровень профессионализма врачей, их нехватку, а также дорогие лекарства.
Как показал опрос, большинство россиян недовольны состоянием системы здравоохранения: положительно его оценивают только 9% респондентов. «52% россиян критически оценивают состояние дел. Если говорить об оценках «хорошо», «скорее хорошо» — это 9%, а «удовлетворительно» оценили 37%», — уточнил на пресс-конференции в ТАСС руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин.
Основными «болевыми точками» здравоохранения граждане считают недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%), а также их нехватку (37%), недоступность медицинской помощи для населения: дорогие лекарства, услуги (35%), недостаточную оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием (31%). Неэффективную работу страховых компаний, предоставляющих полис ОМС, первоочередной проблемой назвали всего 3% опрошенных.
Наиболее действенными мерами по повышению качества медуслуг россияне считают «наказание рублем» медучреждений (48% респондентов), увольнение руководителей (35%), контроль со стороны независимых правозащитных организаций (25%).
При этом правильной систему, при которой именно страховая компания, выдавшая полис ОМС, защищает права пациентов, считают 82% россиян. А 73% граждан приветствуют появление страховых представителей. «Можно сказать, подавляющее большинство посчитали эту идею здравой. Если проводить эту мысль дальше, то это та основа, тот социальный запрос на проявление более активной роли страховой компании в защите прав пациентов», — считает Кирилл Родин.
Пациенты государственных и муниципальных медучреждений, получающие лечение по полису ОМС, чаще всего сталкиваются с проблемой длительного ожидания, отсутствия достаточного количества сидячих мест и нормальной вентиляции, отсутствия необходимого оборудования, лекарств, непрофессионализмом врачей, неправильно поставленным диагнозом и назначенным лечением.
С плохими санитарными условиями и грубым отношением медицинского персонала лично сталкивались 36% и 32% соответственно. Среди распространенных проблем респонденты также отмечали требование оплатить медицинские услуги или лекарственные препараты, которые должны предоставляться бесплатно (31% и 30%), запись в карточку/медицинской документации большего количества процедур/услуг, чем было сделано во время приема (по 12%).