Изменения в структуре расходов бюджетной системы в России в последние 10 лет шли в направлении, противоположном ее движению в странах ОЭСР. Недофинансирование расходов на образование и здравоохранение заложено и в проекте бюджета на 2018-2019 годы, говорится в очередном выпуске обозрения «Комментарии о государстве и бизнесе» Института «Центр развития» Высшей школы экономики.
Из содержания проекта бюджета следует, что основным вектором бюджетной политики в 2018–2020 гг. будет завершение процесса бюджетной консолидации, которое приведет к сокращению объема расходов федерального бюджета с 16,9 трлн рублей в 2017 году до 16,5 трлн в 2018-м и 16,4 трлн — в 2019-м. Согласно расчетам Минфина, возможности для увеличения расходов федерального бюджета в номинальном выражении появятся не раньше 2020 года, говорится в исследовании.
«Планируемое сокращение расходов федерального бюджета будет сопровождаться «замораживанием» сложившейся структуры расходов с преобладанием затрат на управление, силовой блок и социальную политику и недофинансированием расходов на образование и здравоохранение. Похожая картина будет наблюдаться и на уровне расширенного бюджета», — констатируют Наталья Акиндинова и Андрей Чернявский.
Они отмечают, что в течение предыдущего десятилетия изменения в структуре расходов бюджетной системы в России шли в направлении, противоположном ее движению в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Так, в период с 2007 по 2015 гг. средняя доля расходов на здравоохранение в бюджетах стран ОЭСР увеличилась с 17 до 18,7%, а в России за тот же период она сократилась с 12,1 до 10,8%. Доля расходов на образование в бюджетах стран ОЭСР в последнее десятилетие сохранялась на уровне около 13%, в то время как в России она снизилась с 11,8 до 9,9%. «Сохранение существующих расходных приоритетов на фоне планируемого снижения общего объема расходов относительно ВВП в ближайшие годы больше отдалит Россию от развитых стран и приблизит ее к государствам «третьего мира»», — считают эксперты.