Минфин подготовил поправки к закону «Об организации страхового дела в РФ», следуя им, страховщики допускаются к сведениям о физических лицах, которые относятся к врачебной тайне. Около года назад аналогичная инициатива ведомства не смогла выйти на межведомственное обсуждение. На этот раз Центробанк поддержал поправки, и Минфин разослал проект в ведомства для получения замечаний до 10 апреля.
В Минфине пояснили, что медработники уже вправе передавать страховщику данные о застрахованных с их письменного согласия, но в 50% случаев компании получают отказы, и из-за невозможности своевременного установления факта наступления страхового случая существенно увеличиваются сроки выплат или отказы в них. Врачебная тайна интересует компании, занимающиеся личными видами страхования (от несчастного случая, жизни), на которые приходится более 80% страховых мошенничеств. По данным ЦБ, в 2016 году страховщики выплатили по личным видам страхования 245,6 млрд руб., наличие доступа к врачебной тайне сэкономило бы им 25 млрд руб.
В разговоре с «МВ» председатель Комитета Межрегионального союза медицинских страховщиков, заместитель генерального директора страховой компании «СОГАЗ-Мед» Сергей Плехов подчеркнул, что речь идет о доступе к врачебной тайне универсальных страховщиков. «Страховые медицинские организации имеют доступ к такой информации относительно своих застрахованных в соответствии с законом об ОМС. У нас в этом плане проблем нет», – пояснил он. По мнению Сергея Плехова, законопроект несет свои плюсы и минусы и требует тщательного обсуждения. С одной стороны, он создает определенные риски для пациентов, поскольку растет число организаций, имеющих право доступа к личной информации. С другой стороны, это дало бы возможность страховщикам снижать ставки при отсутствии рисков.
У старшего юриста юридической фирмы «Вегас Лекс» Марии Борзовой в связи с инициативой Минфина возникает ряд вопросов: «Какие механизмы будут обеспечивать принятие страховщиками и медорганизациями необходимых с точки зрения права, IT-безопасности и других мер для защиты персональных данных пациента от неправомерного или случайного доступа к ним? Кто будет нести ответственность, если к таким данным пациента получают доступ третьи лица и такие данные используются недобросовестным образом или разглашаются? Как будет работать механизм, если диагноз поставлен неверно или данные по одному и тому же пациенту, но полученные от разных медицинских организаций, расходятся? Если такие ситуации возможны, то как будут распределяться риски и как сможет защитить свои права конкретный пациент – физическое лицо? Для меня ответы на эти вопросы неочевидны, а там, где возможно двоякое толкование, возможно возникновение спорных ситуаций».
Предложение Минфина нарушает конституционное право на неприкосновенность частной жизни, высказал «МВ» свою позицию президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский. Помимо Конституции право на врачебную тайну закреплено и в законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», напомнил эксперт. «У страховщиков есть право страховать своих клиентов, первоначально потребовав у них согласие на разглашение врачебной тайны. Ради бога, просите согласие. Но им это неинтересно, потому что это требует работы, а они хотят, чтобы все было по щелчку. В случае принятия закона банк, создавший страховую компанию, сможет использовать эти сведения при принятии решения о выдаче кредита. То есть возникают новые интересанты, помимо страховщиков. В формате взаимодействия с человеком врачебная тайна – это вопрос договорных отношений. А на уровне закона это неприемлемо», – заключил Александр Саверский.