Цены на медикаменты, лечебное оборудование и аппаратуру выросли за 11 месяцев 2016 года в среднем на 6,7%, следует из ежемесячного мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения, подготовленного экспертами Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Год назад данная группа товаров, предназначенных для системы здравоохранения, также была среди лидеров роста цен, подорожав в среднем на 23,3%.
Такая динамика не могла не сказаться на стоимости услуг ЛПУ. По данным статистики, амбулаторные услуги подорожали за 11 месяцев на 8,5%, услуги больниц – на 12,6% (год назад было 11,3 и 12,2% соответственно). В целом цены в здравоохранении выросли на 7,8% (год назад было 17,7%), отмечают авторы мониторинга.
При этом, по их словам, в государственном секторе продолжается падение реальных заработных плат более серьезными темпами, чем в среднем в экономике. Таким образом, после двух лет спада наиболее пострадавшими от кризиса являются работники бюджетных отраслей экономики, включая сферу здравоохранения. На этом фоне странно выглядят заверения чиновников, что в 2018 году зарплата врачей будет составлять 200% от средней по стране.
Тем более что бюджеты регионов продолжают оптимизацию социальных расходов, особенно на образование и здравоохранение, отмечается в мониторинге. Но если расходы на образование подверглись реальному сокращению — на 0,7% в целом по регионам, здравоохранению повезло больше: здесь отмечен минимальный рост на 1,9%. И тем не менее количество регионов сокративших бюджетное финансирование этой сферы увеличилось с 20 в 2015 году до 37 за 9 месяцев этого года.
Динамику расходов бюджетов регионов на здравоохранение более корректно считать совместно с расходами территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), поскольку доля последних превысила половину всех расходов на здравоохранение на уровне субъектов, отмечают эксперты. И при таком расчете рост расходов в январе-сентябре 2016 года был выше — на 3%, а количество регионов, сокративших финансирование этой сферы, вдвое меньше – только 17. Но при этом среди них есть настоящие «передовики».
Сильнее всего сократились суммарные расходы бюджета и ТФОМС в Ингушетии (-37%), что весьма трудно объяснить, поскольку доходы бюджета этой республики выросли на 28% благодаря росту трансфертов на 31%, отмечается в мониторинге. Существенно сократились суммарные расходы на здравоохранение в Еврейской автономной области (-9%) и Республике Карелия (-7%), заметное сокращение произошло также в Оренбургской, Нижегородской, Ульяновской, Магаданской областях, Республике Коми и Ненецком АО (-3-4%).