Проблем в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) и по сей день хватает: медорганизации до сих пор получают деньги без привязки к результатам собственной деятельности. К такому выводу пришли участники «круглого стола» в Госдуме, обсудив вопрос с чего в первую очередьнадо начать совершенствование системы.
«Органы управления в сфере здравоохранения, фонды ОМС не несут пока ответственности за организацию медицинского обеспечения населения и результаты использования бюджетных средств», – считает ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Национального агентства финансовых исследований (НИФИ) Минфина России Любовь Мельникова. В результате, по её мнению, то, что медицинские организации значительную часть финансирования получают без привязки к результатам своей работы, ведёт в условиях общего недофинансирования здравоохранения по сравнению с другими развитыми странами к тому, что в России процветает невольное стимулирование системы «неформальных расходов», то есть частных подношений врачам.
Изменить это поможет система медицинских поверенных, которую намереныввести в России, убеждена заместитель председателя Федерального фонда ОМС Светлана Карчевская. «Точно так же, как сейчас идёт прикрепление к участковому терапевту, пациенты должны прикрепляться к страховому поверенному. И если что-то в лечении больного идёт не так, этим должен заниматься именно этот специалист. Но институт страховых поверенных за 20 лет у нас так и не сформировался», вынуждена была констатировать представитель ФФОМС.
Тем не менее, С. Карчевская выразила уверенность, что к 1 января 2018 г. в стране появятся эксперты, которые будут «следить за лечением прикреплённого к ним гражданина, что называется от и до».
По данным представителя НАФИ Павла Самиева, с 2012 г. бюджет Федерального фонда ОМС увеличился почти на 780 млн руб., или на 89%. Однако в 2016 г. прирост бюджета ФФОМС составил лишь около 1,5% от бюджета 2015 г. Тем не менее, эксперты считают, что проведенная Минздравом оптимизация здравоохранения не привела к ухудшению качества медицинской помощи. Доказательством этого, считают в НАФИ, служит тот факт, что за четыре года смертность в России снизилась на 7,7%, а заболеваемость осталась на том же уровне.
Переход отечественной системы здравоохранения на страховые принципы дал неплохие результаты, но работать в системе есть над чем, полагают участники «круглого стола». «Наша Конституция гарантирует бесплатную медицинскую помощь практически при любом заболевании. Но ресурсы здравоохранения существенно ограничены: если в России расходы на здравоохранение не превышают 3,5-3,7% ВВП, то в странах Организации экономического сотрудничества и развития – 6,7%», –напомнила Л. Мельникова. В результате в стране процветает так называемая дискриминации пожилых и хронически больных людей.