754618759793374

Повысить тарифы, увеличить минимальный возраст для получения пенсии, лишить учителей и врачей права на досрочную пенсию и отменить обязательную накопительную систему. Такие предложения содержатся в письме Минтруда в правительство
Министерство труда и социальной защиты направило в правительство письмо с предложениями по «совершенствованию пенсионной системы в условиях новых социально-экономических вызовов» (есть у РБК). Подготовить предложения ведомству поручил председатель правительства Дмитрий Медведев на совещании 18 февраля. Об этих предложениях знают сотрудник ПФР и чиновник в правительстве.

Необходимо обеспечить приемлемый уровень пенсий, но при этом снизить зависимость пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, говорится в письме Минтруда, подписанном министром Максимом Топилиным. Одновременно совершенствование пенсионной системы не должно привести к дополнительным расходам бюджета до середины 2018 года и к социальной напряженности в обществе.

Минтруд предлагает семь изменений. Во-первых, повысить тариф страховых взносов. Сейчас работодатель отчисляет за каждого работника в ПФР взносы в размере 22%. При этом учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, которая считается с начала года нарастающим итогом и включает в себя все выплаты и вознаграждения. В 2016 году она составляет 796 тыс. руб. Если размер зарплаты сотрудника больше этой суммы, то работодатель отчисляет еще 10% от «излишка». У Минтруда есть два варианта, как изменить тарифы: либо увеличить общий взнос с 22 до 26%, но при этом снизить ставку взноса, взимаемую с зарплаты, превышающей базу, на 1,25 п.п., до 8,75%; либо оставить общий тариф прежним, но постепенно (по 2% в год) увеличить тариф сверх базы до 20%.

Первый вариант увеличит поступления страховых взносов в ПФР на 56,4 млрд руб. в 2017 году, 125,8 млрд руб. в 2018 году и 208,9 млрд руб. в 2019 году. Второй вариант увеличит поступления на 53 млрд руб., 107,8 млрд руб. и 163,4 млрд руб. в 2017–2019 годах, говорится в письме Минтруда.

Вместе с тарифами Минтруд предлагает постепенно увеличить и минимальный стаж, необходимый для получения права на страховую пенсию, с 15 до 30 лет. Благодаря этому удастся сэкономить 60,5 млрд руб. за три года.

Досрочники и льготники

Ведомство предлагает с 2017 года практически вдвое увеличить дополнительный тариф взносов для занятых на вредном производстве: если сейчас за работников опасного производства (например, шахтеров) работодатель отчисляет дополнительные 8% от зарплаты, то будет 15%; за работников вредного производства в зависимости от подкласса сейчас отчисляется от 2 до 7%, Минтруд предлагает увеличь до 5–11%. Граждане этих категорий имеют право досрочно выйти на пенсию.

Эта мера увеличит поступления в бюджет ПФР на 238,9 млрд руб. за три года.

Учителей, медиков и творческих работников Минтруд предлагает лишить права на досрочную пенсию совсем. Сегодня они имеют право выйти на пенсию, отработав 25–30 лет. Ведомство предлагает увеличить требуемый стаж до 40 лет, но делать это постепенно — в 2017–2020 годах добавлять по три месяца, а с 2021 года — по шесть месяцев в год. Мера коснется 48,52 тыс. человек и позволит сэкономить на выплатах 1,44 млрд в 2017 году, 3,05 млрд руб. в 2018 году, 4,78 млрд руб. в 2018 году.

Для самозанятых Минтруд подготовил увеличение взносов более чем в два раза. Сейчас индивидуальные предприниматели должны платить страховые взносы в ПФР за себя из расчета 26% от МРОТ в месяц. С 1 января 2016 года МРОТ составляет 6,2 тыс. руб., а значит, годовой платеж ИП в пенсионный фонд составит 19,36 тыс. руб. Ведомство предлагает ежегодно увеличивать размер взноса на 0,2 МРОТ до двух минимальных размеров оплаты труда. В этом случае платежи предпринимателей в ПФР могут увеличиться не в два раза, а более значительно, поскольку одновременно будет расти и сам МРОТ. Так, с 1 июля 2016 года размер МРОТ будет увеличен на 21%.

Также Минтруд предлагает изменить механизм предоставления отраслевых льгот по взносам. К примеру, сейчас IT-компании отчисляют в ПФР не 22%, как все, а только 8%, участники проекта «Сколково» — 14%, аптеки — 20%. В будущем ведомство предлагает оказывать государственную поддержку этим компаниям не за счет системы обязательного пенсионного страхования, однако в письме ничего не говорится про альтернативы. Кроме того, Минтруд отмечает, что необходимо ввести мораторий на новые льготы.

Последнее предложение Минтруда касается обязательной накопительной системы — ведомство предлагает ее отменить. В письме говорится, что следует создать добровольную накопительную систему и формировать ее не за счет части взносов, которые могут идти в ПФР (6 из 22%), а за счет собственных средств граждан.

Благодаря всем этим мерам общий объем трансферта из бюджета в ПФР может сократиться на 109,6 млрд руб. в 2017 году, 180,3 млрд руб. в 2018 году и 343,8 млрд руб. в 2018 году. Если исчислять трансферты из бюджета в ПФР в процентах от ВВП, то он снизится с 2,7 до 2,6% в 2017 году, до 2,5% в 2018 году и до 2,3% в 2019 году, говорится в письме.

Будет ли прок?

Экономисты и предприниматели по-разному оценивают предложения Минтруда. Действительно, нужно сокращать льготы и увеличивать стаж для учителей и врачей, полагает директор НИФИ Владимир Назаров. «Увеличивать стаж тоже надо, но можно делать это достаточно мягко. Ко всем остальным категориям населения, действительно, в большинстве стран мира более жесткие требования к трудовому стажу по страховым пенсиям», — говорит он, добавляя, что постепенное движение к 30 годам стажа — это верное решение.

Однако увеличивать нагрузку на индивидуальных предпринимателей не стоит, полагает он. «На эти грабли мы уже наступали — повышали взносы для самозанятых и получили очень резкую отрицательную реакцию предпринимателей. Политически это больной вопрос, а денег от этого получим не так много», — говорит Назаров.

«Поправка означает, что эту сумму — около 4 тыс. в месяц после повышения МРОТ — мне придется вычесть из собственной прибыли. При этом я не понимаю, куда эти отчисления уходят», — говорит индивидуальный предприниматель Кирилл Жарков (оказывает услуги PR-консалтинга).

Совладелица свадебного салона «Мэри Трюфель» Александра Метелёва говорит, что для ее объема продаж (выручка около 2,1 млн руб. в месяц) эта мера не слишком критична: «Сейчас мы платим 1,5 тыс. руб. в месяц, а будем около 3 тыс.». «А вот для тех, кто только стартует или, например, держит интернет-магазин с недорогими товарами, эта поправка будет большой помехой. Подобные инициативы отбивают охоту вообще начинать свое дело. Это не поддержка малого бизнеса, о которой все трубят, а палки в колеса», — говорит она.

Варьирование коэффициентов, отмена льгот по досрочному выходу на пенсию и другие проблемы решаются с 2002 года и до сих пор не решены, говорит заведующий Центром анализа социальных программ и рисков НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. «Пенсионная система зашла в тупик и что-то менять надо все-таки кардинально», — резюмирует он.

Минтруд отказался от комментариев. Также поступил представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Предложения не обсуждались, сообщил РБК представитель вице-премьера Ольги Голодец, отвечающей в правительстве за социальный блок. Пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова отметила, что в ближайшее время совещаний на эту тему не назначено.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/28/04/2016/572257909a794773dadbf97a

Комментарии

  1. Правила
    исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
    (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)

    1. Настоящие Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
    2. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее именуется — стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2872).
    3. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется — список).
    При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
    4. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры — независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
    5. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
    а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
    б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется — перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
    Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
    6. В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
    в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
    в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
    в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
    в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).
    7. Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
    Приложение
    к Правилам исчисления периодов работы,
    дающей право на досрочное назначение
    трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
    лечебную и иную деятельность по охране здоровья
    населения в государственных и муниципальных
    учреждениях здравоохранения, в соответствии
    с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона
    «О трудовых пенсиях в Российской Федерации

    Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев
    Перечень утративших силу постановлений Правительства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)

  2. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г.). Подпункт 11
    Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
    Постановление СМ СССР от 24 ноября 1990 г. N 1187 «Об утверждении Перечня работ, время выполнения которых засчитывается отдельным категориям медицинских работников учреждений здравоохранения в трудовой стаж для назначения пенсии в полуторном размере»
    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 июля 2005 г. N 439 «Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений»
    Постановление Минтруда РФ от 1 декабря 2003 г. N 79 «Об установлении тождества наименования структурного подразделения «глазное отделение» наименованию структурного подразделения «офтальмологическое отделение» государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»
    Постановление Минтруда РФ от 1 декабря 2003 г. N 80 «Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»
    Постановление Минтруда РФ от 8 августа 2003 г. N 60 «Об установлении тождества наименования учреждения «психоневрологическая консультация» наименованию учреждения «психоневрологический диспансер»
    Постановление Минтруда РФ от 25 июля 2003 г. N 58 «Об установлении тождества наименования отделения «проктологическое» наименованию отделения «колопроктологическое»
    Постановление Минтруда РФ от 9 июля 2003 г. N 50 «Об установлении тождества наименований должностей «дезинструктор», «дезинфектор», «помощник эпидемиолога», «помощник паразитолога», «лаборант (по бактериологии)», «лаборант (по паразитологии)» наименованиям должностей «инструктор-дезинфектор», «медицинский дезинфектор», «помощник врача-эпидемиолога», «помощник врача-паразитолога», «лаборант»
    Постановление Минтруда РФ от 23 июня 2003 г. N 38 «Об установлении тождества наименования учреждения «санитарно-эпидемиологическая станция» наименованию учреждения «центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора»
    Постановление Минтруда РФ от 3 октября 2002 г. N 64 «Об установлении тождества наименований должностей «судебно-медицинский эксперт», «судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик)» и «эксперт бюро судмедэкспертизы» наименованию должности «врач — судебно-медицинский эксперт»
    Постановление Минтруда РФ от 3 октября 2002 г. N 65 «Об установлении тождества наименования структурного подразделения «лор-отделение» наименованию структурного подразделения «отоларингологическое отделение» государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»
    Постановление Минтруда РФ от 3 октября 2002 г. N 66 «Об установлении тождества наименования учреждения «станция скорой и неотложной медицинской помощи» наименованию учреждения «станция скорой медицинской помощи»
    Постановление Минтруда РФ от 3 октября 2002 г. N 69 «Об установлении тождества наименования учреждения «медико-санитарный отдел (медсанотдел)» наименованию учреждения «центральная медико-санитарная часть»
    Постановление Минтруда РФ от 22 ноября 2001 г. N 81 «О применении пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в части применения льготного порядка исчисления выслуги врачам-анестезиологам-реаниматологам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии ……»
    Постановление Минтруда РФ от 14 мая 2001 г. N 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных медицинских объединениях»
    Письмо ПФР от 14 апреля 2006 г. N ЛЧ-25-26/4070 «О досрочном пенсионном обеспечении медицинских работников филиалов центров гигиены и эпидемиологии»
    Письмо Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ от 15 августа 2003 г. N 1100/2294-03-117 «Об установлении тождественности должностей»
    Письмо Минздрава РФ от 17 июля 2003 г. N 2510/7969-03-32 «О процедуре представления документов о тождестве должностей, структурных подразделений, учреждений»
    Письмо Минтруда РФ от 26 июня 2003 г. N 5031-ЮЛ О праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов
    Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 27 мая и 6 июня 2003 г. N 504-АП/20-51-1921/20-5/2510/6223-03-32/3946-01-50/32/МЗ-25-23/5901 О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости
    Письмо Минтруда РФ и ПФР от 29 сентября 2000 г. NN 3948/1-17, 06-25/8625 О порядке исчисления специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет
    Письмо Минтруда РФ от 13 октября 1998 г. N 5722-КС «О льготном пенсионном обеспечении»
    Письмо Минздрава РФ от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 «О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»
    Письмо Минздрава РФ от 4 ноября 1992 г. N 04-15/11-15 «О льготном пенсионном обеспечении медицинских работников, работающих на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности»
    Письмо Минздрава РФ от 30 октября 1992 г. N 24-04/5-29 «О льготном пенсионном обеспечении медицинского персонала, занятого лечением химиопрепаратами опухолей системы крови»
    Письмо Минтруда РФ от 20 октября 1992 г. N 2010-РБ «О льготном пенсионном обеспечении»
    Письмо Минтруда РФ от 28 сентября 1992 г. N 1910-РБ «О льготном пенсионном обеспечении»
    Письмо Минздрава РФ от 7 сентября 1992 г. N 02-15/27-15 «О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)»
    Письмо Минтруда РФ от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ «О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)»
    Письмо ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ и Минздрава РФ от 24 февраля, 23 апреля 1992 г. NN 01М/42, 02-6/74-6
    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Пункт 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>